EN

Притеева Кристина. Глобализация мира: миф или реальность?

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Эссе / Притеева Кристина. Глобализация мира: миф или реальность?

Притеева Кристина. Глобализация мира: миф или реальность?

Сегодня можно с полной уверенностью говорить о глобализации мира. Взаимоинтергация экономик различных стран активно способствует этому процессу. Транснациональные компании (ТНК) являются «переносчиками» не только материальных благ, но и особых культурных ценностей, которые регулярно поглощаются новыми рынками. 

Процессы миграции также способствуют глобализации мира. Мигранты являются носителями другой культуры, и становятся ее «медиаторами» в другой стране. Неудивительно, что в крупных городах появляются целые районы (русские, китайские, исламские), которые могут даже «выпадать» из общего контекста города и приносить определенный дискомфорт его коренным жителям. Например, можно вспомнить скандал в Лондоне. Мусульмане в своем районе запретили жителям города распивать спиртные напитки, а английские женщины рисковали быть избитыми, если не носили хиджаб. 

Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать о том, что различия между народами и странами стираются. Всеобщий процесс глобализации способствовал в некоторой степени унификации культуры. Например, в России человек может заниматься йогой, приобщаясь к индийской культуре, обедать в американском McDonald’s и ездить на Toyota, как среднестатистический японец. 

Хотелось бы также развить мысль о деятельности транснациональных компаний. На мой взгляд, чтобы определенные товары стали популярны не только в рамках одной страны, но и вышли за ее пределы, необходимо, чтобы покупатели в других странах имели потребность в этих товарах. Но далеко не всегда новый рынок открыт для продукции ТНК. 

Например, продавать свинину в мусульманской стране – заранее невыгодное предприятие: религия и культура не позволяют этим людям потреблять свинину. Но стоит немного изменить взгляд на этот вопрос, и можно получить свободный рынок, который готов к потреблению этого вида мяса. Не буду утверждать, что убеждение в том, что свинину можно есть ночью, так как бог не видит, насадили именно предприниматели, но исключать такую возможность я бы тоже не стала. 

Итак, становится понятно, что глобализация выгодна с экономической точки зрения. А как известно, предприниматели готовы насаждать только одну культуру – культуру потребления. Пока человек покупает товары и оставляет деньги, бизнес процветает. 

Поэтому сегодня любому человеку, который живет на территории потенциального рынка, навязывается желание потреблять. Но не просто желание, а навязчивое желание. В итоге потребление превращается в культ, а сам процесс – в культурный. Желание покупать становится самоцелью и даже смыслом жизни. Такая зависимость формирует целые общества, поэтому можно с уверенностью говорить о том, что ТНК продает не только свои товары, но и культурные ценности и даже образ мышления.

Но при этом очень ярко проявляется и другая тенденция – возврат к своим национальным истокам. Так, тувинцы, несмотря на то, что живут в многонациональной России, сохраняют самобытность: они верны своим национальным традициям. Также активно сопротивляются глобализации культур мусульмане. Возвращаясь к примеру с Лондоном, приведенному выше, можно сказать, что их культура таким образом отвергает ценности западной цивилизации. Поэтому на фоне адаптации к глобальным процессам (а оставаться вне их сегодня просто невозможно), у некоторых народов проявляется стойкость к внешнему культурно-ценностному воздействию мира. 

Мне кажется, что эта тенденция связана с естественным желанием человека быть частью какой-то группы. Но одно дело быть частью огромного мирового сообщества, а другое – не такой большой группы, но имеющей свои характерные особенности, традиции, одежду, еду и т.д. И людям хочется выделять эту группу из общего культурного потока, а не становиться безликой его частью. 

На мой взгляд, эти два процесса: глобализации и национализации будут идти рука об руку, сохраняя равновесие, благодаря толерантности. Нельзя ругать сегодня уже необратимый процесс взаимоинтеграции, как и нельзя только с критической точки зрения смотреть на стремление выделиться. 

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева