EN

Анна Престинская. «Не то, что мните вы, природа…», или Уроки Исаака Левитана

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Эссе / Анна Престинская. «Не то, что мните вы, природа…», или Уроки Исаака Левитана

Анна Престинская. «Не то, что мните вы, природа…», или Уроки Исаака Левитана

«Землетрясенья, смерчи, ураганы...
Кислотные ливни летят на поля.
Чудится — пусть не покажется странным, — 
Больна эпилепсией наша земля»,

— так писал шуйский поэт Константин Калинин. Да и любой человек сейчас ясно осознаёт серьёзность экологической ситуации, сложившейся на планете. Не зря 2013 год объявлен в России и странах СНГ Годом экологической культуры, недаром объединяют усилия в деле сохранения природы все заинтересованные организации и люди на международном, национальном и местном уровнях.

Я тоже считаю важным заявить свою гражданскую позицию: экологическое завтра России находится в руках каждого из нас, мы должны быть патриотами — любить и защищать природу родного края.

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...» —

по-моему, в этих словах Фёдора Ивановича Тютчева выражено не только восторженное отношение человека к миру окружающей природы, а возможно, и предостережение о будущей экологической катастрофе.

А особым, на мой взгляд, даром понимать и слышать природу обладал великий русский художник Исаак Левитан. Он как-то особенно остро ощущал любовь к русской природе. Находясь за границей, писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси: реки разлились, оживает всё. Нет страны лучше, чем Россия!»

Почему именно о нём хочется рассказать? Наверное, творчество этого художника особенно интересно мне, потому что многие его пейзажи навеяны не просто природой средней полосы России, а конкретно впечатлениями нашего края. Волга, Плёс, любимые Левитаном, — это наш край. А сам он поэтому особенно дорог и понятен. Попробуем разобраться, в чём ценность его наследия.

Что известно о самом художнике? Немного. Он никогда не вспоминал о своём прошлом, а незадолго до смерти уничтожил личный архив. Исаак Иванович Левитан родился в 1860 году в небольшом литовском городке Кибартай в небогатой семье. Рано потерял отца и мать. Его детство и юность были полны лишений. Учился он в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были выдающиеся мастера пейзажа — А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. Картины самого художника, начиная с ранних работ, словно говорят: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчивого взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, более глубокая и одухотворённая.

Всмотримся в картину И. И. Левитана «Золотая осень». Тишину осени и ясную радость отдыха передал в ней художник. Цвета на картине тревожно-контрастные: нежно-золотая листва берёз и мрачная лиловая вода реки. Но посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов: пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучами солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков. Лёгкие тени берёз трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжёлого цвета воды. Тишина и гармония — вот главное содержание этого полотна.

Так и хочется вспомнить любимое Левитаном стихотворение Лермонтова:

«С природой одною он жизнью дышал, 
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И слышал он трав прозябанье...»

А вот перед нами картина И. И. Левитана «Март». Она написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Неброский пейзаж притягивает и не отпускает. Вы заметили, как ярко светит солнце?

Мир залит светом, нежность которого подчёркивают синие тени на снегу. Простор ясного неба и яркость золотого света создают ощущение праздника весны, освобождения от скованности, оцепенения, холода. Деревья у художника как будто радостно танцуют и летят к небу. Всё в картине просто — обыкновенное, покосившееся от старости крыльцо, лошадка с пустыми санями и талая дорога. Но от желтизны тёсаных досок, которыми обиты стены домика, веет солнечной теплотой. И хотя о присутствии в нём человека говорят лишь открытая дверь и стоящая у крыльца каурая лошадка, вся картина наполнена той особой человеческой радостью, которая приходит весной.

Очень гармонична и притягательна и другая картина Левитана — «Весна. Большая вода» — одно из самых лирических полотен художника. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные весенней природе. Картина наполнена тихой радостью и спокойствием, полна оптимизма от весеннего воскрешения природы.

Главной темой «Большой воды» Левитана служит трогательно-прозрачная, целомудренная чистота весны, и особенно застенчиво-робких, ещё не одетых, голых берёзок. Картина наполнена воздухом; в сущности, и сама большая вода выглядит как опрокинутое небо, и это отдалённо напоминает картину «Над вечным покоем».

Известную картину Левитана «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» — слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо — символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

«В ней я весь, — пишет Третьякову о картине „Над вечным покоем“ Левитан. — Со всей своей психикой, со всем моим содержанием». Глубина и бездонность небес, проливающих свет на грешную землю, вечное течение реки Волги, видавшей и татаро-монголов, и Стеньку Разина, и государей российских, и нищету народа, схоронившей в своих волнах предания, легенды и многое другое, чего не перечислишь и словами не опишешь... На высоком мысе — церковь и погост... Покосившиеся от времени деревянные кресты старого кладбища — как свидетельство бренности человеческой жизни, великой её тайны и Божьего провидения человеческого пути и судьбы. Картина поистине философична — это гимн мирозданию, светлая печаль о человечестве, молитва Всевышнему за род людской.

Ещё одна из самых лирических картин Левитана — «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям от монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворённости, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этой скромной обители. На картине изображён летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражается в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещённый последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушённые, спокойные. Кажется, что на картине отдыхают и природа, и солнце, и люди, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

Это один из самых проникновенных пейзажей, воплощающий мечту художника о счастье, о гармонии, о мире, где нет зла и торжествует добро.

Язык и душу русской природы разгадал великий Левитан. В чём состоит его урок и завет нам? Это любовь к родине, ею проникнуты все левитановские пейзажи, они помогают понять тонкую грань, отделяющую человека от природы. Природа в его живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним.

Каждый из нас встречал восходы солнца, ёжился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от летнего зноя, ходил за грибами по ковру осени. Словом, жил впечатлениями природы. Только вот чаще эти впечатления от общения с природой были далеко не безоблачными. Ведь что такое современная природа? Горы мусора на лесных опушках, чёрная от мазута вода рек, серое от выхлопных газов небо...

А Левитан заставляет нас вглядеться в природу и понять главное: любовь к природе — это любовь к родине. Сберечь красоту и гармонию природы — значит сберечь родину.

Наша маленькая планета Земля сегодня, как никогда, нуждается в спасении и защите. Кто-то сказал: «Там, где ступает нога человека, кончается природа». Мне хочется, чтобы эта фраза к нам не относилась. Ведь именно человек должен сберечь, сохранить и приумножить природные богатства. Будем любить свою родину — Россию, тот уголок, где родились, и наш прекрасный город.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Фенина С. В. Беседы о русских художниках. — М.: Просвещение, 1986.
2. Долгополов И. В. Исаак Левитан // Мастера и шедевры: в 3 т. — М.: Изобраз. искусство, 1987. — Т. 2.

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева