Анна Престинская. «Не то, что мните вы, природа…», или Уроки Исаака Левитана
/ Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Эссе /Анна Престинская. «Не то, что мните вы, природа…», или Уроки Исаака Левитана
«Землетрясенья, смерчи, ураганы...
Кислотные ливни летят на поля.
Чудится — пусть не покажется странным, —
Больна эпилепсией наша земля»,
— так писал шуйский поэт Константин Калинин. Да и любой человек сейчас ясно осознаёт серьёзность экологической ситуации, сложившейся на планете. Не зря 2013 год объявлен в России и странах СНГ Годом экологической культуры, недаром объединяют усилия в деле сохранения природы все заинтересованные организации и люди на международном, национальном и местном уровнях.
Я тоже считаю важным заявить свою гражданскую позицию: экологическое завтра России находится в руках каждого из нас, мы должны быть патриотами — любить и защищать природу родного края.
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...» —
по-моему, в этих словах Фёдора Ивановича Тютчева выражено не только восторженное отношение человека к миру окружающей природы, а возможно, и предостережение о будущей экологической катастрофе.
А особым, на мой взгляд, даром понимать и слышать природу обладал великий русский художник Исаак Левитан. Он как-то особенно остро ощущал любовь к русской природе. Находясь за границей, писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси: реки разлились, оживает всё. Нет страны лучше, чем Россия!»
Почему именно о нём хочется рассказать? Наверное, творчество этого художника особенно интересно мне, потому что многие его пейзажи навеяны не просто природой средней полосы России, а конкретно впечатлениями нашего края. Волга, Плёс, любимые Левитаном, — это наш край. А сам он поэтому особенно дорог и понятен. Попробуем разобраться, в чём ценность его наследия.
Что известно о самом художнике? Немного. Он никогда не вспоминал о своём прошлом, а незадолго до смерти уничтожил личный архив. Исаак Иванович Левитан родился в 1860 году в небольшом литовском городке Кибартай в небогатой семье. Рано потерял отца и мать. Его детство и юность были полны лишений. Учился он в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были выдающиеся мастера пейзажа — А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. Картины самого художника, начиная с ранних работ, словно говорят: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчивого взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, более глубокая и одухотворённая.
Всмотримся в картину И. И. Левитана «Золотая осень». Тишину осени и ясную радость отдыха передал в ней художник. Цвета на картине тревожно-контрастные: нежно-золотая листва берёз и мрачная лиловая вода реки. Но посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов: пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучами солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков. Лёгкие тени берёз трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжёлого цвета воды. Тишина и гармония — вот главное содержание этого полотна.
Так и хочется вспомнить любимое Левитаном стихотворение Лермонтова:
«С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И слышал он трав прозябанье...»
А вот перед нами картина И. И. Левитана «Март». Она написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Неброский пейзаж притягивает и не отпускает. Вы заметили, как ярко светит солнце?
Мир залит светом, нежность которого подчёркивают синие тени на снегу. Простор ясного неба и яркость золотого света создают ощущение праздника весны, освобождения от скованности, оцепенения, холода. Деревья у художника как будто радостно танцуют и летят к небу. Всё в картине просто — обыкновенное, покосившееся от старости крыльцо, лошадка с пустыми санями и талая дорога. Но от желтизны тёсаных досок, которыми обиты стены домика, веет солнечной теплотой. И хотя о присутствии в нём человека говорят лишь открытая дверь и стоящая у крыльца каурая лошадка, вся картина наполнена той особой человеческой радостью, которая приходит весной.
Очень гармонична и притягательна и другая картина Левитана — «Весна. Большая вода» — одно из самых лирических полотен художника. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные весенней природе. Картина наполнена тихой радостью и спокойствием, полна оптимизма от весеннего воскрешения природы.
Главной темой «Большой воды» Левитана служит трогательно-прозрачная, целомудренная чистота весны, и особенно застенчиво-робких, ещё не одетых, голых берёзок. Картина наполнена воздухом; в сущности, и сама большая вода выглядит как опрокинутое небо, и это отдалённо напоминает картину «Над вечным покоем».
Известную картину Левитана «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» — слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо — символ бессмертия) скрыты в этом произведении.
«В ней я весь, — пишет Третьякову о картине „Над вечным покоем“ Левитан. — Со всей своей психикой, со всем моим содержанием». Глубина и бездонность небес, проливающих свет на грешную землю, вечное течение реки Волги, видавшей и татаро-монголов, и Стеньку Разина, и государей российских, и нищету народа, схоронившей в своих волнах предания, легенды и многое другое, чего не перечислишь и словами не опишешь... На высоком мысе — церковь и погост... Покосившиеся от времени деревянные кресты старого кладбища — как свидетельство бренности человеческой жизни, великой её тайны и Божьего провидения человеческого пути и судьбы. Картина поистине философична — это гимн мирозданию, светлая печаль о человечестве, молитва Всевышнему за род людской.
Ещё одна из самых лирических картин Левитана — «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям от монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворённости, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этой скромной обители. На картине изображён летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражается в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещённый последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушённые, спокойные. Кажется, что на картине отдыхают и природа, и солнце, и люди, только колокола нарушают тишину уходящего дня.
Это один из самых проникновенных пейзажей, воплощающий мечту художника о счастье, о гармонии, о мире, где нет зла и торжествует добро.
Язык и душу русской природы разгадал великий Левитан. В чём состоит его урок и завет нам? Это любовь к родине, ею проникнуты все левитановские пейзажи, они помогают понять тонкую грань, отделяющую человека от природы. Природа в его живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним.
Каждый из нас встречал восходы солнца, ёжился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от летнего зноя, ходил за грибами по ковру осени. Словом, жил впечатлениями природы. Только вот чаще эти впечатления от общения с природой были далеко не безоблачными. Ведь что такое современная природа? Горы мусора на лесных опушках, чёрная от мазута вода рек, серое от выхлопных газов небо...
А Левитан заставляет нас вглядеться в природу и понять главное: любовь к природе — это любовь к родине. Сберечь красоту и гармонию природы — значит сберечь родину.
Наша маленькая планета Земля сегодня, как никогда, нуждается в спасении и защите. Кто-то сказал: «Там, где ступает нога человека, кончается природа». Мне хочется, чтобы эта фраза к нам не относилась. Ведь именно человек должен сберечь, сохранить и приумножить природные богатства. Будем любить свою родину — Россию, тот уголок, где родились, и наш прекрасный город.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Фенина С. В. Беседы о русских художниках. — М.: Просвещение, 1986.
2. Долгополов И. В. Исаак Левитан // Мастера и шедевры: в 3 т. — М.: Изобраз. искусство, 1987. — Т. 2.
Работа публикуется в авторской редакции