EN

Учиться – модно!

 / Главная / Фонд / Пресса о фонде /  Учиться – модно!

Учиться – модно!

Александру Малашонок и Никиту Халявина можно назвать законодателями моды на образование. Бывшие рижане сегодня успешно учатся в престижном МГИМО, но не теряют связи с родиной. Несколько раз в году навещая Латвию, они привозят новые идеи и тренды — чтобы немного встряхнуть наше болотце.

В Москве Александра и Никита студенты, а в Риге — активные общественники, учредители Ассоциации русской культуры, образования и науки "АРКОНА". За полтора года им удалось немало сделать для русского образования в Латвии. О чем они и рассказали журналистам в пятницу, 13–го…

Ложь на экспорт
Начнем с любопытного разоблачения "АРКОНОЙ" экспортной позиции латвийского МИДа по вопросам образования нацменьшинств. В свое время Министерство иностранных дел ЛР направило в комитет по петициям ЕП отчет, где говорилось, что в нашей стране можно получить среднее образование… на 8 языках. Между прочим, эту версию латвийские деятели задвигают наивным иностранцам уже не впервые.

— Мы решили изучить этот вопрос, — говорит Никита Халявин. — По официальной статистике, 65 тысяч детей Латвии учатся на русском языке. На польском — чуть больше тысячи человек. На украинском образование получают 239 человек. Далее следует белорусский язык: 89 человек, причем речь идет об основном образовании, а не о среднем. В отчете МИД также указан и еврейский язык. На самом же деле латвийские евреи могут получать образование либо на латышском, либо на русском языке, а иврит они могут изучать лишь как язык. Выяснилось, что в литовской и эстонской школах дети учатся на латышском языке, но в рамках программы изучают свой национальный язык. То же самое касается и цыган. Лишь в одной из провинциальных латышских школ Латвии дети изучают цыганскую азбуку. В интерпретации МИД ЛР это называется "получать образование на цыганском языке".

Наши дети отстают
Самым первым проектом "АРКОНЫ" стало исследование качества образования в русских школах на основании официальных данных. Осенью 2007–го, когда на сайте Центра экзаменации и содержания образования МОН ЛР появились результаты централизованных экзаменов, аналитики из "АРКОНЫ" решили сравнить, как выглядят успехи первых русских выпускников, попавших под "реформу–2004", на фоне их латышских сверстников. Для объективности взяли три предмета — математику, историю и английский язык: их сдавало подавляющее большинство учеников в обеих группах. И если по английскому разницы почти не было, то по истории и математике, которые во многих русских школах изучают на госязыке, падение оказалось значительным.

— Мы увидели, что русские ребята сдали математику в среднем на один балл ниже, чем латыши, — поясняет Александра. — И это не просто балл, а чьи–то несбывшиеся мечты учиться в вузе, ведь иногда для поступления на бюджетное место может не хватить даже доли балла. Многие директора школ, переводя математику на латышский язык обучения, думали: какая разница, на каком языке учить формулы! Но это очень примитивный подход. Математика — не только формулы. Если ребенок не понимает логику предмета, текстовые задачи, он обречен на отставание. У него также не будет успехов в физике и химии, которые построены на математике.

Именно поэтому арконовцы мечтают ввести моду на математику. И не только мечтают, но и действуют. Так, в ноябре–2008 в Риге с успехом прошел День математики. Русские школьники с упоением решали математические ребусы и задачки, а потом подошли к организаторам с вопросом: "А нельзя ли сделать такой день ежегодной традицией?"

Русская теорема
Сделав вывод, что хорошее образование для русских Латвии будет с каждым годом все менее доступным, Александра и Никита решили продвигать математику как ключевую школьную дисциплину. В рамках проекта "Математика в русской школе", поддержанного фондом "Русский мир", "АРКОНА" собрала прошлым летом конференцию учителей математики. В итоге удалось сформировать две рабочие группы: одна занимается подготовкой математической олимпиады для русских школьников, другая — переводом на русский язык латышских учебников. В ближайших планах — создание системы повышения квалификации и обмена опытом с учетом русской специфики. Ведь у учителя математики в латышской школе одна задача — научить предмету. В русской же школе за те же 4 часа в неделю — задачи две: научить математике и навыкам применения латышского языка на централизованном экзамене и в жизни.

Впрочем, учить математике русских детей скоро будет некому. Уже сегодня в школах нацменьшинств дефицит преподавателей этого предмета. Согласно последнему исследованию "АРКОНЫ", в котором проанализирован возраст 206 русских математиков в школах Риги и Рижского района, 19 процентов из них уже сейчас в пенсионном возрасте, еще 22 процента достигнут его в течение следующих пяти лет. Молодые специалисты в школу давно не идут, а сокращение и без того скромных учительских доходов остановит приток кадров в школу. В ближайшие годы ситуация будет ухудшаться — качество знаний резко снизится. А развал математического образования сделает экономический кризис в стране постоянным явлением.

Латвию — в аренду?
К слову о кризисе. В Риге Никита Халявин был известен созданием портал ШКола.lv, где можно получить любую информацию на русском языке по всем школьным предметам. В Москве Никита шагнул неизмеримо дальше: стал основателем первой в России социальной сети для предпринимателей. В прошлом году ему удалось привлечь в этот интернет–проект инвестиции на сумму 2 млн. долларов.

— За 7 месяцев мы с нуля смогли объединить около 80 тысяч деловых людей с доходом выше среднего, — рассказывает он. — Каждый 20–й член этой сети — выпускник МГИМО или МГУ. В рамках этого делового сообщества обсуждаются экономические темы. Одна из них — катастрофическое положение нашей страны. Да–да, некоторые эксперты уже предлагают скупить Латвию либо взять ее в аренду: у нас отличный вид на море, прекрасный ландшафт и множество обанкротившихся предприятий. Меня как гражданина Латвии задевает такой взгляд. Поэтому в конце апреля мы планируем собрать молодых амбициозных людей, отраслевиков, особо пострадавших от кризиса, экспертов — и провести круглый стол. Мы хотим понять, чем молодежь с хорошим образованием и влиятельные люди с хорошими связями могут помочь нашей стране.

Умники и умницы
В тот же день — в пятницу, 13–го, в Институте транспорта и связи состоялся финал конкурса по литературе, культуре и истории России "Шестая часть земли с названьем кратким "Русь". Как уже писала „Вести Сегодня", в этом году Александра Малашонок выиграла не только престижный конкурс стипендий благотворительного фонда Владимира Потанина, но и грант на социальный проект. Этим проектом и стал конкурс, который Саша вместе со своими друзьями из МГИМО подарила русским школьникам Латвии.

1–й, заочный, тур предполагал задания, разработанные Латвийской ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (ЛАПРЯЛ), и написание эссе на тему "Латвия — Россия: дружить нельзя враждовать (где поставим запятую?)". После 1–го тура определился 21 финалист: им предстояло, разделившись на команды, побороться за главный приз — пятидневную поездку в Москву с насыщенной культурной программой. Среди участников были не только ученики рижских школ (40–й, 71–й, Классической гимназии, Пушкинского лицея, гимназии "Золитуде", средней школы Гердера и других), но и старшеклассники из Даугавпилса (Русский лицей и 9–я средняя школа) и Олайне (2–я средняя).

Для финала ЛАПРЯЛ приготовила задания еще посложнее. Действо отчасти напоминало известную телеигру „Умники и умницы". Правда, участникам этой передачи обычно сообщают тему или историческую эпоху будущей игры. Здесь же конкурсанты работали с белого листа. Например, им надлежало узнать картину по мелкому фрагменту, назвать художника и вспомнить какой–нибудь связанный с ней факт. Или, прослушав романс „Я помню чудное мгновенье", перечислить как можно больше исторических и литературных ассоциаций. Или поразмышлять на тему предложенных фраз: „Американец работает, если платят хорошо" и „Русский работает. Если платят — хорошо".

— Американское общество — это общество потребления. Там существуют такие выражения: "время — деньги", "если ты такой умный, покажи свой миллион". А русская душа иррациональна, умом Россию не понять. Может быть, так отзывается в русском народе долгая история крепостничества? — таков был вариант команды "Варяг". Впрочем, все ответы были настолько оригинальны, что члены жюри надолго задумались.

— Когда мы готовили вопросы для финала, очень сомневались, — призналась президент ЛАПРЯЛ Елена Бердникова. — Не хотелось, чтобы повисали паузы… Но я совершенно поражена широтой кругозора ребят!

…Так кто же победил в этих играх разума? Главная интрига организаторов сохранялась до последнего мгновения конкурса. Только под занавес выяснилось, что в Москву поедут ВСЕ финалисты! Ура!

d-pils.lv

Документальный фильм «Русский мир: настоящее и будущее»

Организации фонда






НОВОСТИ ФОНДА “РУССКИЙ МИР”

НАМ ПИШУТ

Исполнительному директору фонда «Русский мир» Кочину В. В. Уважаемый Владимир Вячеславович! Разрешите выразить своё искреннее уважение и поблагодарить фонд «Русский мир» за организацию поездки 32 сирийских школьников в детский центр «Орлёнок» в... .

пресса О ФОНДЕ “РУССКИЙ МИР”

В Калининградской области проходит Балтийский форум, который в этом году посвящён теме «Философия культуры» и 300-летию уроженца Кёнигсберга (ныне Калининграда), Иммануила Канта. В рамках мероприятия состоялась международная конференция «Русский театр за рубежом как институт русской
Телеграм-канал Московского Дома соотечественника, 18.04.2024

КОНТАКТЫ

Приемная фонда “Русский мир”
Тел.: (495) 981-56-80
Тел.: (499) 519-01-92

Пресс-секретарь фонда “Русский мир”
Тел.: (909) 935-60-17

Задать вопрос по электронной почте:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Цветаева