EN

СМИ о IX Ассамблее Русского мира

 / Главная / Фонд / Ассамблеи / Девятая Ассамблея Русского мира / СМИ о IX Ассамблее Русского мира / «Я понял, что без родины я ничто...»

«Я понял, что без родины я ничто...»

В Суздале прошла Девятая Ассамблея Русского Мира. Сразу после нее Конгресс соотечественников. Кто все эти люди, приезжающие в Россию каждый год?

На ассамблею собрались русские из десятков стран: от государств СНГ до Конго и Австралии. Были и не русские, но говорящие по-русски – араб, африканец, мексиканцы, итальянец, китаец и другие. Объединяла всех любовь к России. Деятельная. Все, кто был приглашен на мероприятие, не просто любуются березками в интернете, но и что-то делают для распространения русского языка, культуры, православия и русской правды за рубежом – это учителя русского языка и литературы, журналисты, издатели книг на русском языке, священники, художники, режиссеры, бизнесмены-активисты русских диаспор и т.д.

ВЫШЕЛ В СВЕТ ПЕРВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ О ДОНБАССЕ

У ассамблеи есть традиция приглашать каждый год "особого гостя". Однажды это была Мирей Матье, в другой раз уругвайский русский детский ансамбль. На этот раз, когда форум приходился на День национального единства, приглашены были поэты Донбасса. В том числе Юрий Юрченко – знаменитый уже русский эмигрант из Парижа, который в прошлом году приехал на Донбасс чтобы быть рядом с попавшими в беду соотечественниками (cам родом из Одессы). Он был захвачен в плен, его несколько раз выводили на расстрел.

Прочитал со сцены:

Зачем иду я воевать? Чтоб самому себе не врать.

Чтоб не поддакивать родне: “Ты здесь нужней, чем на войне!

Найдется кто-нибудь другой, кто встанет в строй, кто примет бой…”

За это “неуменье жить” не грех и голову сложить.

Донбассцы представили поэтический сборник своих стихов, изданных Фондом “Русский Мир”. Меня в нем до мурашек пробрало стихотворение журналиста и поэта Владимира Скобцова, который сравнивает конфликт между Киевом и Москвой с братоубийством Каином Авеля.

Героям слава, как говорится.

Течет кровава в реке водица.

В герои, к славе ль твой путь закаян.

Где брат твой Авель? Ответь мне, Каин…

Я спросила Скобцова, что главное он понял за прошлый год, живя на Донбассе. “Что без Родины я ничто”, - коротко ответил.

Были на форуме и люди с Западной Украины. Приехали на свой страх и риск. Один из них сказал мне: “Самое страшное, что у нас сейчас происходит – расчеловечивание. Когда “врага” низводят до того, что его жизнь ничего не стоит. Убить собаку или “ватника” – одно и то же”. Этот человек приоткрыл мне технологии, по которым в украинцах воспитывали ненависть к России:

- Информационное агентство дает новости всем СМИ. Менять их нельзя, но разрешили менять заголовки. И они стали такими: “Россия терпит поражение одно за другим”. Это всего-навсего о юношеском спортивном турнире… Отбирается для публикации тоже только самое плохое: “В Новосибирске алкоголик убил своих собутыльников” – и эта информация, если нет ничего нового плохого, держится на новостных сайтах по две недели… Вот под это и росла украинская молодежь. А вообще, у нас шутят, что на Украине национальное животное – это жаба. Та самая, которая душит. Зависть. Она и задушила Украину…

Я выразила надежду, что все это пройдет, на Руси уже были распри между Киевом и, скажем, Владимирским княжеством. “Не скоро, - покачал головой. – Это поколение молодежи должно вырасти, состариться и умереть, а пока оно живо, все будет как сейчас”.

ВЛАДИМИРСКИЙ ГУБЕРНАТОР СПЕЛА О РОССИИ

Из людей, чьи имена на слуху, на ассамблее были итальянский журналист и большой друг России Джульетто Кьеза, а также израильский журналист и общественный деятель Авигдор Эскин.

Началась же Ассамблея с того, что на большом экране показали короткий фильм о России. Cлайды, отражающие славные моменты ее истории, красоту природы, архитектуры, спортивные и научные достижения. Затем зачитали приветствия от В.В.Путина, Д.А.Медведева, С.Н.Лаврова, с видеообращением выступил Патриарх Кирилл. Для россиян, вероятно, это все официоз и скучно, но эмигранты смотрели и слушали с удовольствием. Быстро расхватывали номера журнала “Русский Мир”. Для них открытая, “разрешенная” любовь к России – сладость сердца. (Эмигранты и у себя в странах ходят на митинги в поддержку, скажем, Крыма или Донбасса, но с ощущением противостояния местной власти и возможной кары, что не есть приятно, а порой и вовсе страшно…).

Трогательным оказалось приветствие губернатора Владимирской области, на территории которой находится Суздаль. Женщина, если судить по внешности и повадке, простая и трудовая (мне позже владимирцы с гордостью подтвердили, что она сделала карьеру с низов), Светлана Орлова с заметным удовольствием рассказала, что область развивается, в нее в прошлом году приехало даже вдвое больше туристов, причем перемены происходят при большой поддержке правительства страны и лично президента. А потом, во время выступления фольклорного ансамбля “Русь”, губернатор снова вышла на сцену, встала в ряд с одетыми в русские наряды певцами, и тоже запела:

Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву,

Зову тебя Россиею – единственной зову…

В зале стали украдкой вытирать слезы. Забегая вперед, скажу, что на следующий день Орлова на территории старинного монастыря перед изрядной аудиторией горожан и иностранцев произнесла длинную, но содержательную речь (без бумажки, ни разу не сбившись, останавливаясь на внешней и внутренней политике, и проводя параллели с событиями времен Минина и Пожарского). В общем, приятно удивила. Такое и журналистам не каждому под силу.

И народ у нее в подчинении под стать. Вечером, после официальных мероприятий, пошла я в Покровский монастырь – одну из жемчужин суздальского церковно-архитектурного ожерелья (в городе с населением 12 000 человек – около 50 церквей). Так вот по дороге встретился мне мужичок Анатолий на велосипеде и с соколом на руке. Разговорились, я сказала, что я редактор “КП” из Канады, и он, строитель, тут же поздравил меня с победой Трюдо на выборах 19 октября. Стал хвалить Пьера Трюдо за хорошее отношение к СССР, ругать Стивена Харпера – премьера Канады, который часто выступал против российской политики в прошлом году, вспоминать советско-канадские хоккейные матчи. Обрисовал положение в Суздале (“китайцы напирают, так много их у нас стало – тревожно”, “все на Западе против нас, ну ничего, выдержим, все равно мы правы”, “рынки кто держит? Ну как кто, кто раньше держал, тот и сейчас – кавказцы”, “проблемы есть, но все будет хорошо, и Канаде того же желаю, давайте дружить”). Ошибся мой собеседник только в том, что победил младший Трюдо, а старший уже умер. Но факт, что рабочий человек в маленьком городе следит за внешней политикой до такой степени, что знает кто и когда победил в Канаде и какая при старшем Трюдо или при Харпере была политика, примечателен. (Не представляю чтобы я приехала в североамериканскую глубинку (да хоть и в столицу),и мне там встречный работяга (а равно и интеллигенция), рассказали о политике Брежнева или Андропова.

Водитель Андрей во Владимире тоже поразил эрудицией. Пока вез нас с ассамблеи в Москву, рассказал и о том, как Суворов, имевший усадьбу в этих краях, заботился о своих крепостных, и о Пушкине, который застрял тут на две недели во время карантина в столице, и о Левитане, и обо всех церквях, которые мы проезжали.

НАРОД НЕ ЛЕНИВ И ОЧЕНЬ ЛЮБОПЫТЕН

Поспорю с классиком – народ в России не ленив и любопытен. Я бы даже сказала, жаден до знаний. В Москве в кофейной за моей спиной двое 18-летних – парень и девушка – сидели и обсуждали стихотворения Пушкина “Клеветникам России” и “К Чаадаеву”. Не “Оттенки серого” и не последнюю девушку Бонда!

Джульетто Кьеза в кулуарах ассамблеи сказал мне, что его именно это и удивляет и восхищает в русских – что любой из них, находящийся даже в самом низу социальной лестницы, знает хоть одно стихотворение наизусть и в свою речь нет-нет да и вставит строчку из литературных произведений. “У нас в Италии такого нет!”. (А я ему рассказала как в Канаде смотрела фильм “Мария-Антуанетта”, и когда в конце фильма короля и королеву арестовали, в зале включили свет, одна женщина за моей спиной раздраженно воскликнула: “Что это за конец?! А что было дальше?”).

Джульетто Кьеза, кстати, упомянул в выступлении на ассамблее, о том, что русские слишком наивны, когда думают, что “все будет хорошо”. В отличие от Анатолия с соколом, он не надеется на русский “авось”, ведь “общественное мнение на Западе совершенно русофобское”. “Все телеканалы повторяют, что Россия – агрессор. Население не видело ни майдан, ни Одессу, оно просто ничего не знает. Россия – единственная страна, способная остановить безумие, исходящее с Запада”.

И я вспомнила за пару дней до этого услышанное от продавца в ювелирном магазине на Арбате: “А пусть говорят что хотят. Мы знаем, кто мы такие”.

“ИЗРАИЛЬ БУДЕТ ПЕРВОЙ СТРАНОЙ, КОТОРАЯ ПРИЗНАЕТ КРЫМ”

Жег глаголом и Авигдор Эскин. Сказал, что, скорее всего, Израиль будет первой страной, которая признает Крым российским. Еще сказал, что “то, что Россия делает в Сирии – попытка предотвратить новую мировую войну и вернуть сирийскому народу его страну”.

“Когда я говорил, что Россия и Израиль идут на сближение, мне не верили. А сегодня Россия громит ИГИЛ (запрещенная в России радикальная организация - ред.)… Впервые между нашими странами налажено военное сотрудничество, идут разговоры о вступлении Израиля в Таможенный Союз”.

“Русский Мир – это умение утереть слезу и превратить войну в мир… Украинский народ вернется к своим великим традициям благодаря Русскому миру и вспомнит, наконец, что 95% украинцев воевали в рядах советской армии…”.

Перед гостями ассамблеи, кстати, выступил и представитель мусульман России. Пылко сказал, что и мусульмане России являются членами Русского мира, хоть они и не русские. Что традиционный ислам противостоит экстремизму. Что “мы в мечетях с мигрантами работаем, популяризируем изучение русского языка и литературы, помним, что многие русские поэты посвятили мусульманству и мусульманам свои стихи”. Заключил пламенно: “Русский мир огромен, но не только русским народом. Там и другие народы, которые тоже любят Родину… Это союз русского народа с другими, союз православия, мусульманства, иудаизма, буддизма, и все это вместе делает Русский мир великой цивилизацией!”

В кулуарах режиссер-документалист Валентина Владиславлева, снявшая несколько фильмов об исторических лицах, в частности, о Ломоносове, с сияющими глазами рассказывала мне о том, как радует ее то направление, в каком идет современная Россия. И в ее словах, и речах многих других россиян, с которыми я беседовала, я видела одно и то же – готовность претерпеть невзгоды, только бы не возвращаться в недавнее унизительное ельцинское прошлое. “Мне некоторые деятели культуры говорят, мол, зарплата маленькая, - делится Валентина.- А я отвечаю: зато ты занимаешься своим делом, а вспомни как в 90-е деятели культуры таксистами работали да челночили”.

Отдельная тема в разговорах - Крым. Валентина гордится, что была там через год после референдума, на День Победы. “Весь город плакал от счастья… А вы знаете, что накануне референдума был День иконы Богородицы “Державная”? Заслуга присоединения Крыма принадлежит и Церкви - старцы молились чтобы все прошло бескровно, мирно. Вымолили”. Губернатор Владимирской области тоже со сцены похвасталась, что владимирский ансамбль “Русь” выступал в Севастополе сразу после референдума, что область отправляла туда гуманитарные грузы.

А я записывала и думала, что, во-первых, женщины в России красотою лепы не только внешне, а во-вторых я всегда помню услышанное по телевизору прошлогоднее интервью с 25-летним крымчанином.Он тогда сказал, что за всю свою жизнь у него не было праздника больше, чем присоединение Крыма.

Мне 45 лет. В моей жизни тоже не было праздника больше.

Кстати, на митинге у могилы Пожарского по поводу Дня народного единства делегация из Крыма сказала слова, которые вполне себе национальная идея (и не надо больше никаким “эхам” ничего искать): “Мы поняли, что самое главное – это сильное государство. А оно сильно когда руководитель его силен. При сильном государстве народ всегда защищен”.

РУССКОМУ ЯЗЫКУ – ШИРОКУЮ АФРИКАНСКУЮ ДОРОГУ!

…Уже когда ассамблея закончилась и я ехала в автобусе с другими делегатами в Москву, симпатичная мулатка из Конго Маргарита Франсуаза Завгородняя (ее мать – белоруска), глядя на меня большими темными африканскими глазами и приложив руку к груди, убежденно говорила: “Вот у нас в Конго некоторые наши женщины не учат детей русскому языку, дети говорят только по-французски… Я не понимаю этого! Меня мама всегда учила. Когда эти дети вырастут, о чем они могут говорить с матерями? Мать с ними ни фильм посмотреть не сможет, ни книгу обсудить…”.

Сама Марго учит в Конго детей русскому языку. Она тоже считает себя посланцем Русского мира – сеет русское, доброе, вечное. Выглядит экзотично, но своя в доску. Обыкновенная темнокожая русская “ватница”, с которой, как и с другими русскими конголезками, украинки в Конго и разговаривать не хотят. Но относится Завгородняя к этому вполне себе по-русски -беззлобно. Смеется: “Да куда они денутся? Нас там мало. Припрет – будут разговаривать”.

«Комсомольская правда»

Новости IX Ассамблеи Русского мира

Участники дискуссии «Русская литература: вечные вопросы», которая состоялась 3 ноября в рамках IX Ассамблеи Русского мира, высказались по довольно... .

Все Ассамблеи Русского мира

Контакты оргкомитета Ассамблеи

E-mail: assamb2015@russkiymir.ru

Телефоны: +7(906) 044-77-95; +7(909) 935-60-64.
Тел./факс: +7(495) 981-56-83.

Цветаева