SPA FRA ENG ARA
EN

Модель российской истории

09.04.2014

Участниками круглого стола «Российская историческая традиция: содержание учебников истории», который прошёл 8 апреля в Государственной Думе, стали представители российского исторического сообщества, общественности, духовенства и парламентарии.

Российская модель

Открывший заседание известный политолог, историк, глава думского комитета по образованию (под эгидой которого и была организована дискуссия) Вячеслав Никонов представил свою новую книгу «Российская матрица» и изложил в своём выступлении её основные идеи. 

Никонов выступает против мрачных концепций русской истории, называя их вслед за Пушкиным, так охарактеризовавшим «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, карикатурой на Россию.

«Российская модель» — это особая технология выживания в непростых исторических, климатических и географических условиях, уверен Никонов. 

— Сильна ли Россия? Жизнеспособна ли её историческая модель?

«Вопреки расхожим стереотипам, исторически Россия — крепкое, жизнеспособное и стабильное государство. Одно из двух-трёх на планете, которые могут похвастаться пятью веками непрерывного суверенного существования... За свою более чем тысячелетнюю историю Россия четыре раза терпела подлинные крушения... После каждого из этих крушений Россия возрождалась, начинала заново», — отвечает историк. И после каждого из этих катаклизмов, уже в обновлённой России, люди во многом воспроизводили прежние ментальные культурные стереотипы, а значит, Россия — «живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями».

Между тем выжить России было непросто: ей, полагает автор «Российской матрицы», были уготованы самые суровые в мире географические и погодно-климатические условия. Они во многом предопределили и свойства русского характера: выносливость, широту души и в то же время неспособность к упорному и систематическому труду и т. д.

Высокая степень милитаризации и централизации власти — также следствие особых условий, в которые была поставлена Россия: обширности территории, постоянной угрозы со стороны бескомпромиссных и воинственных степняков.

Существенным, по Никонову, является культурно-цивилизационное отличие России от Западной Европы, которая, как и Европа, опиралась на античное наследие, но заимствованное посредством христианской Византии.

Ещё один миф — представление о всемогуществе самодержавия в России, которое в действительности было ограничено системой традиционных органов сословного представительства, влиятельной бюрократией и наличием традиции.

К специфически российским причисляет Никонов и мощную созидательную традицию государственного строительства, и особенности территориальной экспансии, предполагавшей гибкую систему управления подчинёнными народами. 

Во многом, полагает Никонов, специфику национальной истории определяют и особенности российского самосознания, существующие и доныне. Среди них — особое понимание свободы и справедливости, сильное развитие национальной гордости, особое отношение к богатству, оппозиция образованного общества к власти и т. д.

Ментальность, традиции и сложившиеся институты, уверен Никонов, определяют и современные формы демократии в России. И всё же, полагает историк, хотя необходимо помнить, в какой стране живёшь, нельзя быть рабом традиции, а знание прошлого должно помочь предложить образ достойного завтра.

Консенсус историков

Директор Института всеобщей истории РАН и руководитель комиссии историков, которая занималась разработкой концепции единого учебника истории для школ, Александр Чубарьян поделился своими впечатлениями от многочисленных встреч с российскими педагогами и западными коллегами, которые проходили во время подготовки документа. Кстати, в Европе также ведутся дискуссии по поводу будущего европейского учебника истории.

Общественное внимание к предмету историк считает позитивным сигналом.

За всю свою биографию, признался Чубарьян, он не видел такого интереса к учебнику для средней школы.

По его мнению, наличие избыточно большого количества учебников истории — это профанация вариативности, поскольку в большинстве своём школы выбирают несколько привычных линеек учебников, а потому идея единого учебника истории, так сказать, витала в воздухе.

Самые жаркие общественные дискуссии, напомнил академик, вызвал список сложных вопросов истории. Среди них он выделил возникновение Древнерусского государства (впрочем, отметил историк, здесь у научного сообщества есть консенсус), влияние кочевников на создание и эволюцию государства на Руси, цену преобразований в России, но главные сложности возникают при обращении к XX веку. По мнению Чубарьяна, в ходе работы над концепцией историкам удалось предложить новые подходы к этому сложнейшему периоду русской истории, в частности выдвинуть новые трактовки революции, показать значение советского строя для истории страны и т. д.

Положительная история

Довольно эмоциональными были выступления депутатов. «Нашей истории не нужны ни адвокаты, ни обвинители», — заявила Ирина Яровая. По её мнению, в 90-е годы оправдательный тон в отношении собственной истории, ставший «плохим трендом», перешёл и в учебники истории. От этой «упаднической риторики», по её словам, следует избавляться. Яровая уверена, что единая линейка учебников должна быть не только по истории, но и по русскому языку и литературе. Вариативность же учебников, полагает Яровая, ведёт лишь к дезориентации преподавателей.

Выступавший следом Владимир Жириновский считает, что историю нужно излагать исключительно «в положительном формате». Под этим он имеет в виду не правку истории, а следование простому принципу: нужно помнить, что люди в предлагаемых историей обстоятельствах могли поступать только так, как поступали, они не были так осведомлены, как современный исследователь, не имели тех знаний, которые есть у современного человека, а значит, современные этические оценки к истории неприменимы.

Пантеон героев

Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) акцентировал внимание присутствующих на необходимости создания национального пантеона героев. По его мнению, 90-е годы — время тотальной дегероизации российской истории и, как следствие, падения нравственного уровня общества. Но именно герои, полагает священник, выполняют важнейшую функцию передачи высших духовных ценностей. Свои герои были у Древнего Рима, у Византии, на Руси и в средневековой Европе — должны быть свои герои и у России. 

Возможен ли единый исторический нарратив?

Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков обратил внимание на новые обстоятельства, в которых живёт историческая наука: создание исторического нарратива перестало быть уделом корпорации академической науки — появилась новая, медийная версия истории. 

Хотя доминировать при изложении отечественной истории, по мнению учёного, должен историко

Также по теме

Новые публикации

Зима – пора суровая, но красивая и загадочная, в том числе с точки зрения этимологии: немало тайн скрыто в истории возникновения слов, обозначающих калейдоскоп зимних явлений природы. Предлагаем погрузиться в прошлое и получше узнать смысл существительных, описывающих снежную стихию.
О росте интереса к русской литературе в Колумбии Ирина Луна знает лучше, чем кто-либо. Ведь она более десяти лет руководит издательством в Боготе, специализирующемся на выпуске русских книг, и увеличение их популярности подтверждается, в том числе, и бухгалтерией.
Иджату Дабо приехала в Россию из Гвинеи-Бисау больше 15 лет назад. По её словам, именно Россия вдохновила её стать дизайнером, научив соединять искусство африканского континента с русскими традициями. Как советник Центра деловых и культурных связей со странами Африки Иджату Дабо помогает продвигать русскую культуру на африканском континенте, а в российские города привозит выставки африканских художников.
В аудиториях Национального автономного университета в Манагуа звучит русская речь. Здесь уже много лет работает Русский центр, ставший для сотен никарагуанцев окном в мир русской культуры, истории и качественного образования. Его руководитель, Ирина Константиновна Мейчук, не только преподаёт язык, но и строит мосты дружбы между двумя странами, чья история тесно переплелась в XX веке.
Как правильно заканчивается устойчивое выражение: Хоть кол на голове чеши или теши? В разговорной речи можно услышать оба варианта, но какой из них верный? Разберёмся в семантике и рассмотрим другие популярные выражения со словом «кол».
18 декабря в пресс-центре «Россия сегодня» подвели итоги Чемпионата мира по русскому языку для иностранцев – масштабного события, поставившего новые рекорды. В этом сезоне за звание лучших боролись более 4500 молодых людей из 66 стран, а в финал вышли 10 сильнейших команд, представляющих 5 региональных дивизионов.
Учитель из Узбекистана Сергей Сидоров был назван в декабре «Лучшим педагогом русского языка как иностранного» в рамках пятого Международного конкурса «Лучшая русская школа за рубежом». Он преподаёт в школе в небольшом кишлаке неподалёку от узбекского города Ургенча. Учит детей русским словам и живому общению, знакомит с русской литературой и историей России.
По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, одной из главных задач для России является защита русского языка и культурно-исторического наследия за рубежом. «Русский мир» поговорил с председателем Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы Татьяной Млечко об актуальной ситуации с русским языком в Молдавии.