SPA FRA ENG ARA
EN

Зачем иностранцам Россия?

27.10.2011

Туристический комплекс «Золотое кольцо»

Зачем иностранцу ехать в Россию? Приходит в голову, когда покидаешь пределы столицы, и начинается путешествие – мимо бедных селений и превратившихся в пустыри полей, по плохим дорогам, с мусором по обочинам. Действительно, зачем? Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, круизы по Волге – вот традиционные направления, сложившиеся ещё в советские времена. Ничего нового пока не создано, да и в «традиционных» местах не всё благополучно: хороших гостиниц мало, развлечений почти нет вовсе, «основной актив» – памятники – далеко не в идеальном состоянии. Если вспомнить ещё о бытовой неустроенности наших городов, становится совсем грустно. Внутренним туристам это не мешает – они привыкли и готовы к дорожному и гостиничному экстриму. В конце концов, дома не лучше. Их на туристических маршрутах становится из года в год всё больше. А вот поток туристов из-за рубежа последние лет десять, когда прошла волна интереса к России, возникшая, вероятно, ещё в горбачёвские времена, неуклонно снижается.

Кстати, не стоит относиться к туризму как к чему-то второстепенному и необязательному. Это – полноценная отрасль экономики, утверждают специалисты, и в России у неё значительный, хотя пока и далеко не использованный, потенциал. Для сравнения, в 2010 году доля туризма в ВВП страны в России составила 1,5%, тогда как во Франции – 6%, во Францию въехало 80 млн туристов, в Россию же – почти в 40 раз меньше. Если угодно, когда заходит речь о туризме, речь как раз о той самой диверсификации экономики, о которой безрезультатно мы говорим уже не первое десятилетие.

Впрочем, кажется, не всё так безнадёжно. К примеру, летом 2012 года откроется первая очередь большого туристического комплекса «Золотое кольцо» в 10 км от Переславля-Залесского. Проект компании с одноимённым названием привлекает своим архитектурным решением, автор – Тотан Кузембаев – поклонник экологичных, вписанных в ландшафт форм. Но главное – это объект туристической инфраструктуры, рассчитанный и на деловой туризм, и на иностранных, и внутренних туристов. Именно такие «столбовые» проекты должны существенно улучшить или, по крайней мере, переломить ситуацию в туристической отрасли России.

– Мы планируем размещать туристов, которые едут по Золотому кольцу, а также предоставлять им всю необходимую информацию. У нас в городах происходит масса интересных событий, далеко не всегда местного значения, но проблема в том, что о них никто почти не знает. Взять, например, День города в Переславле или фестиваль воздухоплавания. Мы собираемся аккумулировать эту информацию и предоставлять её нашим клиентам, – рассказывает руководитель проекта «Золотое кольцо» Игорь Нурмухамедов.

Проект действительно масштабный, даже по российским меркам – одновременно в «Золотом кольце» смогут разместиться почти 4 тысячи туристов. Не случайно он попал в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма», рассчитанную до 2016 года. Тем более ощутимо это для самого Переславля-Залесского: это и рабочие места, и новый рынок сбыта «сувенирки», и потенциальные туристы, которые не уехали дальше из-за отсутствия приличной гостиницы, а остались хотя бы ещё на день. Собственно, так и ведётся борьба за туриста: каждый лишний день, даже час, проведённый им в городе, – это дополнительные поступления в местный бюджет.

Но на примере «Золотого кольца» можно говорить как о достижениях, так и о недостатках, типично российских.

Почему, например, именно это место? Почему Ярославская область, а не, скажем, Владимирская? Ответ прост – с ярославской администрацией оказалось легче договориться. Решающей здесь стала личность губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, много делающего для развития туризма. Но ведь это значит, что с другими нашими чиновниками, даже из, казалось бы, стопроцентно туристического региона Золотого кольца, договориться непросто. Как непросто многое в России – да вот хотя бы подключиться к инженерной инфраструктуре. О практике развитых туристических стран, когда уже готовый участок со всеми необходимыми коммуникациями государство отдаёт частному инвестору в дальнейшую разработку (только строй), у нас пока можно только мечтать. А потому высоки и риски застройщика, вынужденного начинать буквально в чистом поле (но прежде это чистое поле нужно ещё найти и купить), поэтому и строят в России в основном отели вип-класса с соответствующими ценами.

Впрочем, ещё немного – о хорошем. Несмотря на проблемы с туристической инфраструктурой, качеством сервиса, безопасностью – внутренний туризм в России всё же растёт. А местный туризм в некоторых регионах переживает настоящий бум. Как уверяет мэр Переславля-Залесского Андрей Охапкин, люди готовы и хотят узнавать новое о своей малой родине. А ранее не известных или малоизвестных страничек истории достаточно найдётся в любом российском городе.

Село Вятское

И не только. Есть в России такие сёла, которые с иным городом поспорят. И по древности, и по занимательности истории, и по тому, как о своём прошлом тут заботятся. Иными словами, по туристической привлекательности. Пожалуй, самый поразительный тому пример – село Вятское, что всего в 30-40 минутах езды от Ярославля. 1000 жителей и более 500 лет истории. О селе, первое упоминание о котором датируется 1502 годом, рассказывалось ещё в дореволюционной энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Теперь же у Вятского есть свой сайт. Уже в XIX веке село было богатым, здесь было две православные церкви XVIII века, две богадельни, молельный дом беспоповцев, около 100 каменных домов, мощёные улицы… Богатство Вятского – от зажиточных артелей кровельщиков, успешно отходничавших в Петербурге. Самый известный из них – знаменитый Пётр Телушкин, в одиночку, без лесов поднявшийся на шпиль Петропавловского собора в Петербурге, чтобы починить крест и ангела. А также – от не менее знаменитых вятских огурцов.

Нынешнее Вятское – настоящий центр туризма, пусть и местного значения. Церкви, памятники, старинные каменные дома, Музей русской предприимчивости, плюс большая гостиница и неплохой ресторан, оформленные в стиле купеческих домов XIX века.

Село Вятское

Воссоздание села – результат частной инициативы. Идейный вдохновитель восстановления Вятского, лежавшего, как и многие русские сёла Нечерноземья, в руинах, и по совместительству инвестор – ярославский предприниматель Олег Жаров. Купив пять лет назад дом в Вятском, он переехал сюда и сам, увлёкшись историей и культурой села. То, что делается в Вятском, а делается тут много, – лишь отчасти меценатство. Помимо создания музеев и гостиничного бизнеса, инвесторы скупают местные купеческие усадьбы, как правило, находящиеся в плачевном состоянии, восстанавливают и обустраивают в русском стиле, а затем продают желающим иметь такую загородную усадьбу. Всё это – целый инвестиционный проект, цель которого – привлечь российских и иностранных туристов в эти места, поддержать интерес к русскому селу, возродить местные традиции и промыслы. Инициатива Жарова и его коллег – хороший пример того, как можно зарабатывать на собственной истории и культуре, не разрушая, а создавая практически из ничего новую точку притяжения для туристов.

Туристической отрасли России нужны оба подхода – и большие инфраструктурные проекты наподобие «Золотого кольца», и относительно небольшие, зато тесно «завязанные» на русские историю и традиции и оттого особенно интересные туристам, как в Вятском. Креативность в сочетании инвестициями – о чём ещё можно мечтать? Разве что о ещё больших инвестициях да, пожалуй, о благосклонности местных властей. В России это особенно важно.

Борис Серов

 

Также по теме

Новые публикации

В предложении сочетания «позднее(,) чем» и «позже(,) чем» чаще всего являются частью сопоставительного или сравнительного оборота. Чтобы не ошибиться с пунктуацией при использовании этих конструкций, важно обращать внимание на наличие или отсутствие частицы не перед ними.
В крупнейшей частной школе Габона учатся 8300 учеников. А воспитывает их, опираясь на принципы российской системы образования, выпускник физфака МГУ Жан-Реми Жюль Мбеле. В интервью «Русскому миру» он рассказывает о том, как «русская строгость» помогает ему быть лидером в Африке.
Представители Русского мира из 105 стран, собравшиеся на XVII Ассамблее Русского мира, в очередной раз порадовались встрече друг с другом, а также возможности поговорить об успехах и достижениях Великой русской культуры, всего Русского мира.
Самый непонятый гений XX века, который, несмотря на свой закодированный поэтический язык, прославился во всём мире. Его творчество кажется собранием полуслов, полуцитат, переплетением древнего и далёкого будущего. Эксперимент Хлебникова длился всю его трудную жизнь, но его произведения точно остались в вечности.
На живописных островах Кабо-Верде теперь звучит и русская речь. Всего несколько месяцев назад в местном Университете Сантьяго стартовала первая в истории страны программа изучения русского языка. Об этом образовательном проекте, который объединяет две страны, рассказывает  куратор программы профессор Луис Родригес.
Уроженец Дели Ришабх Сетхи уверен, что знакомство индийского и русского народов, заложенное визитом тверского купца Афанасия Никитина ещё в XV веке, со временем будет только расти и развиваться. Второй родиной он теперь считает Тверь, в которой живёт и учится уже четвёртый год.
Предлагаем узнать этимологию таких наименований оконных убранств, как «гардины», «портьеры» «жалюзи» и др. Каждое название отражает интересные культурные и лингвистические связи.
Оксана Киян, председатель Ассоциации русистов Перу, второй раз участвовала в Ассамблее Русского мира. Она рассказала о преподавании русского языка в Перу, недавно созданной Ассоциации, а также о том, почему перуанцы хотят изучать русский и что их привлекает в России.