EN
 / Главная / Публикации / Православная церковь в Индонезии

Православная церковь в Индонезии

18.12.2009

Индонезийская православная церковь (ИПЦ – Gereja Ortodoks Indonesia) – церковная организация, действующая в Республике Индонезия. Она объединяет более 2000 верующих и состоит из 13 приходов на островах Ява, Бали, Суматра, Сулавеси, Тимор, Новая Гвинея. Глава ИПЦ – архимандрит Даниил, канонически подчиняется епископу Сиднейскому и Австралийско-Новозеландскому Русской православной церкви за рубежом.

По некоторым сведениям, в VII–VIII вв. в Баросе на Суматре проповедовали первые миссионеры из антиохийских (сирийских) христиан, но после того, как скончались последние представители духовенства, местные жители оказались в политической и географической изоляции от православия. Тем не менее в XI в. католический миссионер обнаружил здесь христиан, которые сохранились, несмотря на прошедшие почти три столетия. Предание донесло до нас и имена трёх епископов – Мар Ябалла, Мар Абдишо и Мар Дэнха.

Достоверные сведения о приходе православия в Индонезию связаны с существованием с начала 20-х до конца 50-х гг. XX в. на о. Ява (в Бандунге и Батавии) православных приходов русских эмигрантов, выходцев из Китая, находившихся в юрисдикции Харбинского епископата. Эти приходы были замкнутыми и проповеди православия среди индонезийцев не вели.

О. Даниил (Бамбанг Дви Бьянторо)

Основателем Православной церкви в Индонезии является архимандрит Даниил (Бамбанг Дви Бьянторо – Bambang Dwi Byantoro) – индонезиец, родившийся в 1956 г. на о. Ява. Он вырос в мусульманской семье; в ранней юности, будучи ещё школьником, стал протестантом, а 6 сентября 1983 г. в Сеуле, где обучался в протестантском Азиатском центре теологических исследований и миссий, принял православие. Толчком послужило его знакомство с книгой «Православная церковь» епископа Каллиста (Уэра), которую он прочитал в поисках древнего христианства Востока.

В том же году Бамбанг Дви Бьянторо отправился в Грецию и провёл год в православном монастыре Симона (Петра) на Афоне, где начал переводить богослужебные книги на индонезийский язык. С 1984 г. он обучался в США в греко-православных богословских школах. Завершив обучение, о. Даниил в 1987 г. был рукоположен в диакона, а в 1988 г. – в иерея епископом Питтсбургским Максимом (Агиоргусисом) и в том же году вернулся на родину. Проповедь православия была начата о. Даниилом в 1988 г. на Яве, в родном городе Моджокерто, где он обратил в православие членов своей семьи, затем он переехал в г. Соло, где в 1990 г. был создан первый православный приход. В том же году митрополит Новозеландский Дионисий назначил о. Даниила викарием Корейской епархии Константинопольского патриархата в сане архимандрита.

Для того чтобы получить легальный статус, православное движение было оформлено под названием Yayasan Dharma Тuhu (Общество прямого учения), но, поскольку название звучало слишком по-индуистски, было переименовано в Yayasan Ortodoks Injili Indonesia (Индонезийское православное евангелическое общество). В 1991 г. созданная о. Даниилом православная община была юридически признана – зарегистрирована под названием ИПЦ Министерством по делам религии в рамках Генерального директората христианских конфессий.

В 1990–1997 гг. приходы Индонезийской православной миссии подчинялись Новозеландской митрополии Константинопольского патриархата. В 1997 г. была создана Митрополия Гонконга и Юго-Восточной Азии, в ведение которой была передана Индонезийская православная миссия. В 2000 г. о. Даниил обратился в Московский патриархат с просьбой, чтобы РПЦ оказала помощь становлению православной общины в Индонезии. Шесть индонезийцев прошли обучение в российских семинариях. Один из них – иеромонах Иоасаф (Тандибиланг), не завершив обучение в Белгородской семинарии, в апреле 2003 г. был рукоположен в клирики РПЦ. В декабре 2003 г. состоялся визит председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Индонезию. В ходе визита обсуждалось и обращение о. Даниила о переходе ИПЦ в юрисдикцию РПЦ. С учётом результатов этих бесед и в соответствии с личной просьбой глава ИПЦ архимандрит Даниил решением Архиерейского синода РПЦЗ 26–28 октября 2004 г. был принят в юрисдикцию РПЦЗ. В феврале 2005 г. в связи с нехваткой кадров он отозвал из России обучавшихся там семинаристов, и вскоре они были рукоположены в клирики архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом (ныне предстоятель РПЦЗ).

В настоящее время ИПЦ насчитывает свыше 2000 прихожан. Большинство общин находится на Яве, в том числе две в столице страны Джакарте, по одной в городах Соло (Суракарта), Сурабая, Моджокерто, Салатига и Бойолали, на о-вах Бали (г. Санур), Суматре (г. Медан), Сулавеси (г. Манадо), Тимор (г. Купанг) и Новая Гвинея (г. Джаяпура). Имеется 11 священников и 5 диаконов, 13 храмов и молельных домов. В Джакарте располагаются кафедральный собор Святого апостола Фомы (настоятель о. Борис) и домовой храм Св. равноапостольного князя Владимира в статусе представительства Московского патриархата в Индонезии (настоятель о. Иоасаф).

Глава ИПЦ о. Даниил всегда был сторонником сохранения церковного единства и сближения с РПЦ. Ещё до объединения РПЦ и РПЦЗ в индонезийских православных храмах осуществлялись требы для прихожан РПЦ, проживавших или пребывавших в Индонезии. С мая 2008 г. происходит евхаристическое общение, а на литургии возглашается имя предстоятеля РПЦ. Представители ИПЦ Давид и Кристина Хадининграты присутствовали на объединительном Соборе двух частей Русской православной церкви в мае 2008 г. и на интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в январе 2009 г.

С 6 по 13 декабря 2008 г. по приглашению ИПЦ в Индонезии находилась делегация РПЦ в составе представителей Московского патриархата во главе с зам. председателя ОВЦС епископом Егорьевским Марком и РПЦЗ во главе с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом. Это стало первым совместным визитом иерархов двух частей РПЦ, продемонстрировавшим успешное продвижение процесса воссоединения церквей. В ходе визита в Джакарте была проведена первая в Азии совместная литургия с участием иерархов двух частей РПЦ.

Делегацию РПЦ принял зам. министра по делам религии Я. Ласе, отвечающий за руководство христианскими конфессиями. В ходе беседы, на которой присутствовало руководство ИПЦ, были затронуты проблемы, связанные с её юридическим статусом. Был согласован вопрос о регистрации Устава ИПЦ для более чёткого определения её статуса как самостоятельной церковной организации Индонезии, духовно связанной с РПЦ.

Делегация посетила приходы в гг. Джакарта, Соло и Денпасар, при этом епископ Марк провёл освящение земли для строительства первого православного храма на о. Бали. Он должен стать центром притяжения не только для местных прихожан, но и для российских туристов. Договорились о содействии ИПЦ в подготовке индонезийских кадров в Белгородской семинарии, а также об оказании иной помощи в деле развития православия в Индонезии. Совместный визит иерархов двух частей РПЦ стал важным событием в развитии процесса восстановления единства Церкви и послужил укреплению позиций ИПЦ и развитию православия в Индонезии.

Православный индонезийский храм

Следует отметить некоторые особенности богослужения ИПЦ. Входя в храм, все прихожане разуваются, женщины покрывают голову платком. Мужчины стоят в правой половине храма, женщины – в левой. Служба ведётся на индонезийском языке. У всех прихожан есть книжечки с последованием Св. литургии, и они активно участвуют в службе, произнося и то, что должен исполнять хор (самого хора нет). Возгласы священника произносятся как на церковнославянском, так и на индонезийском языке. Прихожане отвечают по-индонезийски. После литургии служба прерывается. Все усаживаются на пол на корточки, а священник произносит проповедь. После этого он принимает исповедь опоздавших к началу службы, а затем следует евхаристия. После литургии один из чтецов проходит среди прихожан с двумя мешочками, собирая пожертвования. Все опускают руку в мешочек, чтобы не было видно, кто сколько денег даёт. После службы нередко бывает заказной водосвятный молебен. Во время молебна священник несколько раз повторяет имена заказчиков, а затем окропляет их святой водой, каждого персонально, а после этого всех прихожан вместе.

Во время службы прихожане крестятся, в нужные моменты преклоняя голову. Во время претворения Св. Даров все опускаются на колени, касаясь пола лбом. Часто держат руки согнутыми в локтях и ладонями вверх (на мусульманский манер), как правило, при возгласах священника и своих. После возгласа священника «… единомыслием и сповемы» все мужчины обмениваются рукопожатием, а женщины целуются.

Во время пасхальной службы «Христос воскресе из мёртвых…» читают и повторяют по три раза на трёх языках – греческом, русском и индонезийском. Плащаницу выносят на носилках (палантине), закрытых пологом. Поверх полога свисают связки  (нити) мелких цветов. Сама плащаница – кусок простой белой ткани, усыпанной лепестками цветов. Крестный ход вокруг церкви не делают (возможно, потому, что она с двух сторон ограничена забором), но некоторое его подобие есть. Перед выходом из храма не только гасят свет, но и задувают все свечи, оставляют лишь лампадки. Потом выходит священник с большой зажжённой свечой, и все прихожане подходят к нему со своими свечками  и зажигают их от его свечи. Некоторые при этом целуют ему руку. Затем выходит служка с иконой, за ним священники и все остальные. Покидают храм в 23.40, проходят до площадки рядом с храмом, там клир и прихожане становятся друг против друга, клирик читает Евангелие (приход жён-мироносиц к Гробу Господню), молитвы, затем возвращаются в храм (примерно без пяти двенадцать). Пасхальная служба заканчивается в 00.20, затем следует проповедь, а после неё праздничная литургия.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Новый проект Агентства гражданских инициатив создан для развития русской поэзии на новых территориях Российский Федерации – Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей.
22 марта 2024 г. на русском участке кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем прошло открытие памятника Алле Дюмениль – нашей соотечественнице, сражавшейся в рядах французского Сопротивления. Событие было приурочено к её 111-летию.
Имя этого человека на долгие десятилетия было вычеркнуто из русской литературы. Его стихи тайно в СССР переписывались от руки, во многих казачьих станицах и хуторах ходили легенды, что именно где-то тут  он то ли жил, то ли останавливался вместе с казачьими отрядами во время Гражданской войны.
В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Цветаева