SPA FRA ENG ARA
EN

Религиозное образование в Израиле: мифы и факты

31.07.2009

Фото ИТАР-ТАСС

От редакции. Обсуждение необходимости введения в российских школах новых религиозных дисциплин, разумеется, невозможно без изучения примеров встраивания религиозного образования в систему школьного просвещения в других странах. Именно поэтому мы предлагаем вашему вниманию материал о подходе к этому вопросу в государстве, где политика и религия переплетены теснее, чем во многих других современных странах, а именно в Израиле.

 

– Иудеи? – с надеждой спросил Мартин. Как человек
чистокровно русский (до самого татаро-монгольского
ига), он твёрдо верил, что уж евреи-то не подкачают,
обязательно сведут всё к разумной и удобной форме.

Сергей Лукьяненко. Спектр

Разговоры о введении  в российских школах элементов религиозного образования (до формулирования нынешней идеи духовно-нравственного воспитания долго обсуждалась идея обязательного изучения основ православной культуры) идут уже не первый год. При этом то один, то другой участник дискуссии ссылается на опыт Израиля, где якобы во всех еврейских школах преподают «иудаизм» и никто этому особо не возмущается.

К сожалению, большинство из тех, кто рассуждает о религиозном образовании в Израиле, имеет весьма смутное представление о том, что на самом деле происходит в израильской школе, следствием чего являются порой совершенно фантастические умозаключения. Поэтому, на наш взгляд, знакомство с реальным положением дел поможет российским читателям избежать ложных аналогий, а заодно действительно подумать о том, в какой степени израильский опыт применим к российским реалиям.

Прежде всего следует отметить, что в Израиле существует не одна, а две системы государственного еврейского образования (арабы и другие национальные меньшинства учатся в своих школах): светская и государственно-религиозная. Кроме того, значительная часть детей учится в школах ультраортодоксальных общин, формально считающихся независимыми, а на деле получающих значительное финансирование из госбюджета. Так вот, какое-либо преподавание религии происходит только в религиозных учебных заведениях, официальной задачей которых является воспитание благочестивых иудеев, живущих «по закону Моисея и Израиля». В этих школах ученики не только  интенсивно изучают Писание, Талмуд, еврейское религиозное право, законы и ритуалы, etc., но и обязаны придерживаться религиозных норм, например,  участвовать в обязательных школьных молитвах, придерживаться определённого дресс-кода и т. д.

Важно отметить, что религиозные учебные заведения весьма различны по уровню требований к учащимся. К примеру, ультраортодоксальные школы обычно  вовсе не дают никакого светского образования, ограничиваясь изучением «божественного», и, соответственно, аттестатов зрелости, без которых нельзя поступить в вуз. В других религиозных школах ученики получают полноценное светское образование, соответствующее требованиям Минпроса.

Далеко не все ученики религиозных школ происходят из семей верующих. К примеру, многие восточные евреи, не придерживающиеся в быту требований ортодоксального иудаизма, по разным причинам отдают своих детей в религиозные учебные заведения, однако запись в них происходит исключительно добровольно. Поэтому если родители заявляют, что хотят дать ребёнку светское образование, но в их населённом пункте нет светской школы, то их ребёнок имеет право учиться в другом городе (в остальных случаях израильский закон требует, чтобы дети учились строго «по месту прописки»; разумеется, аналогичные права имеют верующие родители, желающие дать ребёнку религиозное образование).

Что же касается светских школ, то никакого преподавания «религии» в них нет и никогда не было. Правда, со второго по двенадцатый класс в программе присутствует такой предмет, как Библия (Ветхий завет), однако к иудаизму это не имеет никакого отношения.  Изучение Библии в школе было введено по инициативе отцов-основателей Государства Израиль, которые по большей части были людьми совершенно нерелигиозными. В библейских текстах они видели не Священное писание, а памятник аутентичной еврейской литературы, возникшей  в ту пору, когда еврейский народ ещё жил на своей земле и говорил на своем исконном языке – иврите. Библия, по их замыслу, должна была стать основой новой (светской) израильской культуры, которая окажется альтернативой традиционной культуре диаспоры. Поэтому изучение Библии в израильских школах с самого начала принципиально отличалось от религиозного «изучения Торы» – светские израильские школьники читали Писание как памятник древней литературы, а не как священный текст, диктующий определённые нормы поведения.

Правда, даже подобное преподавание Библии некоторые светские израильтяне считают «миссионерством» и «религиозным диктатом», поскольку во многих школах этот предмет ведут религиозные учителя. Однако большинство светской публики этих настроений не разделяет и относится к изучению «классического наследия» совершенно спокойно.

Существующая израильская система имеет целый ряд достоинств, главным из которых следует признать право родителей самим решать, какое религиозное воспитание получат их дети. Но вместе с тем она порождает целый ряд проблем, причём по обе стороны «границы».

Что касается верующих, наличие отдельных школ неизбежно приводит их к замкнутости и самоизоляции. Выпускники религиозных школ часто плохо понимают «общеизраильские» культурные коды и вообще достаточно неуютно чувствуют себя в «открытом» мире, когда вокруг не только свои. В результате чувство общности между светскими и религиозными израильтянами неизбежно ослабевает.

Свои проблемы возникают и в светском образовании. Дело в том, что практически вся традиционная еврейская культура – книги, музыка, обычаи, право и т. д. – является культурой религиозной и в светской школе, соответственно, не изучается. В результате человек, закончивший еврейскую школу в Израиле, сплошь и рядом практически ничего не знает о культурном наследии своего народа.

Нельзя сказать, что эта проблема не волнует израильское педагогическое начальство, поэтому раз в несколько лет на свет появляется очередной проект преподавания традиционной еврейской культуры в светских школах. По этим проектам принимаются решения, иногда даже выделяется бюджет – и всё остаётся как есть, поскольку, во-первых, многим светским родителям за этими проектами немедленно видится попытка религиозной пропаганды, а во-вторых, не удаётся найти достаточного количества учителей, способных преподавать изначально религиозные тексты (например, Талмуд) как  памятники литературной, философской или правовой мысли, а главное, заинтересовать нерелигиозных учеников своим предметом.

Таким образом, если Россия вдруг захочет воспользоваться израильским опытом, то это будет означать вовсе не введение религиозного образования во всех школах, но создание (вернее, расширение) системы православных гимназий, чьи учебные программы будут соответствовать религиозному мировоззрению родителей. В этом случае российским родителям будет предоставлена возможность реального выбора, что автоматически сведёт на нет разговоры о миссионерстве и клерикализации. Однако при этом наверняка возникнут те же проблемы, что и в Израиле – отчуждение между «верующими» и «неверующими» и полное невежество выпускников светских школ во всём, что касается православного наследия.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В предложении сочетания «позднее(,) чем» и «позже(,) чем» чаще всего являются частью сопоставительного или сравнительного оборота. Чтобы не ошибиться с пунктуацией при использовании этих конструкций, важно обращать внимание на наличие или отсутствие частицы не перед ними.
В крупнейшей частной школе Габона учатся 8300 учеников. А воспитывает их, опираясь на принципы российской системы образования, выпускник физфака МГУ Жан-Реми Жюль Мбеле. В интервью «Русскому миру» он рассказывает о том, как «русская строгость» помогает ему быть лидером в Африке.
Представители Русского мира из 105 стран, собравшиеся на XVII Ассамблее Русского мира, в очередной раз порадовались встрече друг с другом, а также возможности поговорить об успехах и достижениях Великой русской культуры, всего Русского мира.
Самый непонятый гений XX века, который, несмотря на свой закодированный поэтический язык, прославился во всём мире. Его творчество кажется собранием полуслов, полуцитат, переплетением древнего и далёкого будущего. Эксперимент Хлебникова длился всю его трудную жизнь, но его произведения точно остались в вечности.
На живописных островах Кабо-Верде теперь звучит и русская речь. Всего несколько месяцев назад в местном Университете Сантьяго стартовала первая в истории страны программа изучения русского языка. Об этом образовательном проекте, который объединяет две страны, рассказывает  куратор программы профессор Луис Родригес.
Уроженец Дели Ришабх Сетхи уверен, что знакомство индийского и русского народов, заложенное визитом тверского купца Афанасия Никитина ещё в XV веке, со временем будет только расти и развиваться. Второй родиной он теперь считает Тверь, в которой живёт и учится уже четвёртый год.
Предлагаем узнать этимологию таких наименований оконных убранств, как «гардины», «портьеры» «жалюзи» и др. Каждое название отражает интересные культурные и лингвистические связи.
Оксана Киян, председатель Ассоциации русистов Перу, второй раз участвовала в Ассамблее Русского мира. Она рассказала о преподавании русского языка в Перу, недавно созданной Ассоциации, а также о том, почему перуанцы хотят изучать русский и что их привлекает в России.