EN
 / Главная / Публикации / Шанс, который нельзя упускать

Шанс, который нельзя упускать

14.04.2009

«Россия и "старый Запад": как окончательно завершить холодную войну?». На этот вопрос попытались ответить участники XVII Ассамблеи Совета внешней и оборонной политики (СВОП), состоявшейся в минувшие выходные.

Помимо полутора сотен ведущих политологов, экономистов и журналистов, в пансионат «Лесные дали» – традиционное место проведения ассамблей СВОП – нагрянул беспрецедентный дипломатический десант – глава МИД России Сергей Лавров и три его зама. Представительным было и присутствие руководителей ведомств и гражданских структур, которые ответственны за проецирование «мягкой силы» России: исполнительный директор фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, глава Россотрудничества Фарид Мухаметшин, его заместитель Евгений Кожокин. («Мягкой силе» был посвящён второй день работы ассамблеи). 

Давший старт дискуссии бывший первый заместитель министра иностранных дел России Анатолий Адамишин отметил, что со времён окончания холодной войны значительная часть российской политической элиты продолжает сохранять антизападные настроения. Если судить по конкретным делам, считает экс-дипломат, то создаётся впечатление, что «глобальная миссия» России сводится к тому, чтобы сдерживать США. По его убеждению, модернизация экономики России не может состояться без поддержки Запада. 

Бывший первый заместитель главы МИД СССР Юлий Квицинский высказал иное мнение: : «Всегда разные государства за Россию боролись, претендовали на Богом данные ей богатства. Внутренние и внешние враги всегда были и есть сейчас». 

Комментируя ход дискуссии, её модератор телеведущий Алексей Пушков констатировал, что в российском обществе до сих пор нет базового консенсуса по этому поводу, тем более что у России пока нет позитивного опыта модернизации с помощью Америки. 

Спор «западников» и «патриотов» был в самом разгаре, когда прибыл Сергей Лавров. Он начал с ремарки об усилении «кристаллизации евроатлантической политики», чему явно способствовали прошлогодний кавказский кризис и особенно кризис финансовый. «Эти два кризиса, – сказал Сергей Лавров, – объединяет то, что они состоялись спустя два десятилетия после крушения Берлинской стены, распада СССР и подводят как бы черту под периодом, в течение которого проводилось сдерживание России. При этом наши западные партнёры, хотя и не все, действовали в духе триумфализма, чувствовали себя победителями западной мировой революции. В силу этой инерции нельзя было говорить все эти годы, что холодная война окончилась. Она продолжалась на уровне мировоззрения и на уровне вполне конкретных практических действий».

Касаясь создания новой европейской архитектуры, глава российского внешнеполитического ведомства поддержал выдвинутую председателем президиума СВОП Сергеем Карагановым идею проведения в Москве международной конференции «Современные государства и глобальная безопасность». Она стала бы «интеллектуальной площадкой для выработки новой модели архитектуры международной безопасности».

Сергей Лавров подчеркнул важность восстановления в условиях быстро меняющейся мировой конфигурации «единства европейской цивилизации во всех её частях». При этом министр исключил возможность вступления России «в нынешнюю НАТО», заметив, что пока рано говорить о том, каким станет альянс в результате предпринимаемых реформ.    

Вместе с тем министр допустил, что совет «Россия – НАТО» при наличии политической воли всех участников мог бы превратиться в несущую конструкцию взаимодействия в рамках трёх ветвей европейской цивилизации на пространстве Евроатлантики. «Естественно, чтобы этот совет мог выполнять эту миссию, – подчеркнул Лавров, – нужно будет договориться о том, будем ли мы следовать тем условиям, на которых основан совет "Россия – НАТО". А условия заключаются в том, что каждая страна участвует в нём в своём национальном качестве. Совет не должен представлять собой площадку "26 + 1" или даже "26 против одного". Главнейший принцип, на котором должен работать совет "Россия – НАТО", состоит в том, что никто не должен обеспечивать свою безопасность за счёт безопасности других. Но этот принцип пока не работает».

Министр коснулся и выдвинутой чуть меньше года назад президентом Дмитрием Медведевым инициативы заключения договора европейской безопасности. Возможность выработки такого документа, сказал Лавров, будет «определяться запуском процесса коллективного осмысления положения дел в этой сфере на всём евроатлантическом пространстве. «Мы, по сути дела, предлагаем взятые всеми нами политические обязательства, включая обязательство о равной и неделимой безопасности, перевести в разряд юридических. Пока мы не видим иного пути обеспечения универсального применения всех этих принципов в Евроатлантике. Предстоит ещё и разработать механизмы, которые бы гарантировали, что эти юридические обязательства будут реально выполняться в практической жизни. Это стало бы наиболее решительным шагом по разрыву с идеологией и практикой холодной войны».

Касательно призывов «всё делать в ОБСЕ» Лавров заявил: «Мы не против, чтобы ОБСЕ стало зонтичной общеевропейской организацией, но этого не было сделано 15 лет назад. А наше предложение по её реформе, дальнейшей её реформе, институализации не вызывают у наших партнёров интереса. Нам предлагают оставить всё как есть. Нам же предлагают довольствоваться нынешней рыхлой ОБСЕ в составе нынешней лоскутной евроархитектуры. Сама реакция на наше предложение о договоре евроатлантической безопасности показывает, что никто не удовлетворён нынешнем положением дел».

В заключение Сергей Лавров отметил важную роль, которую призваны играть в выстраивании новой глобальной системы парламентская дипломатия, общественные организации, институты гражданского общества и бизнес. «Мы, – подчеркнул он, – вступаем в период, когда многополярный мир нуждается в новых подходах».

В своём выступлении глава фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов напомнил о том, в какой «стартовой» позиции оказалась современная Россия два десятилетия назад. «Мы были единственной страной, которая закончила холодную войну в одностороннем порядке. Причина этого заключалась в том, что… наша элита испытывала определённые иллюзии в отношении природы современного мира, который, как многим тогда казалось, строился на принципах общечеловеческих ценностей. Тогда как весь остальной мир исходил из того, что международные отношения строятся на принципах конкуренции, национальных интересов, подчинения и т. д. Мы были единственной страной, которая распустила свою систему альянсов, распустила собственно страну и которая демонтировала инструменты для большой геополитической игры. Мы это сделали, разоружившись в одностороннем порядке, демонтировав во многом свой внешнеполитический механизм, за исключением разве что МИД. К нам, действительно, относились после этого как к побеждённой державе, причём гораздо хуже, чем, скажем, к Германии после Второй мировой войны. Нас, по существу, продолжали добивать как геополитическую единицу с целью недопущения возрождения России как геополитической державы».

На вопрос «почему», Вячеслав Никонов дал следующий ответ: «С точки зрения рационального Запада, державы делятся на союзников, на те страны, которые могут находиться в подчинении, и те страны, которые способны помешать доминированию. Мы, как, кстати, и Китай, относимся к той редкой категории стран, которые не могут рассматриваться как союзники, не могут находиться в подчинении, зато как раз могут каким-то образом помешать глобальному доминированию. Поэтому в отношении этих стран действует долгосрочная стратегия, которую в Китае определяют двумя словами: "ослабление и сдерживание". Я считаю, что во многом это описывает ситуацию, с которой мы имели дело на протяжении веков».

По мнению политолога, в период после распада СССР Россию вывели из глобальной геополитической игры, а «все основные решения по вопросам глобальной архитектуры мира и безопасности после окончания холодной войны стали приниматься без нашего участия и, как правило, вопреки нашей позиции». «По существу, в 90-е годы России отводили роль эдакого коврика под столом, за которым сидят серьёзные парни, которые "по понятиям" определяют мировой порядок».

«Сейчас происходит совершенно обратное: мы наблюдаем возвращение России за стол глобальной политической игры. В последние годы – особенно в последние месяцы – мы начали обретать субъектность в мировой политике. Наиболее зримо это проявилось после Осетии, когда с нами впервые стали напрямую говорить по вопросу европейской безопасности, по решению конкретных региональных конфликтов... Разговор стал ещё более предметным после начала мирового финансового кризиса, который вместе с Ираном, Ираком и Афганистаном показал пределы однополярного мира».

Приведя ряд конкретных примеров наращивания Россией своих политических возможностей (в частности в формате БРИК), Вячеслав Никонов  отметил в заключение: «Сейчас Россия во внешнеполитической области сильнее, чем когда-либо с момента распада СССР. Предпосылок для создания нормальной структуры многополярного мирового устройства сейчас гораздо больше, чем когда бы то ни было. В США уже никто не говорит об однополярном мире, даже Национальный совет по разведке пришёл к выводу о том, что мир вступил в многополярный мир. Мы сейчас создаём предпосылки для серьёзного разговора с Западом. Они уже зримы, и "перезагрузка" наших отношений с США администрацией Обамы – свидетельство признания нашей новой субъектности в современном мире. И этот шанс – произвести "перезагрузку" и повести диалог с Западом на новом уровне – России, конечно, упускать нельзя».

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.
Цветаева