Лермонтов: мистический гений
В Малой серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» вышла биография М. Ю. Лермонтова с несколько претенциозным подзаголовком «Мистический гений». Несмотря на это, а также на желтоватую аннотацию («В новой книге о нём, пожалуй, впервые за 200 лет рассказано о мистических корнях поэта, идущих от его древних предков, и содержится столько интригующего...»), книга удалась. Она написана известным литературным критиком Владимиром Бондаренко и обладает достоинствами хорошего литературоведческого исследования, написанного живо и интересного самому массовому читателю.
Кстати, в этой серии биографии поэта выходили уже дважды — в 1991-м пера В. В. Афанасьева и в 2012-м авторства В. Ф. Михайлова. Вряд ли случайно новая книга вышла лишь спустя год после предыдущего жизнеописания — в ней Владимир Бондаренко пытается найти ответы на самые сложные и не всем известные нюансы биографии Лермонтова. Что особенно ценно для малоподготовленного читателя, ведь существует весьма солидный корпус литературы, посвящённой поэту, — от классических работ П. А. Висковатого, Н. А. Котляревского, Д. С. Мережковского, С. Н. Дурылина до современных источников, направленных на разгадку своеобразного «лермонтовского кода». Но разве простой читатель знаком с ними?
Почему представитель знатной семьи вдруг начинает фрондировать, противостоит не только светской власти, но и духовной и условностям света?
Все мы слышали о шотландских предках Лермонтова, но многие ли знают, что это был за род и чем он знаменит? И что корни поэта по матери — Марии Михайловне Арсеньевой — надо искать в Чухломе?
А многие ли знают, что при всём романтизме и бунтарской натуре Лермонтов был одним из самых верующих поэтов в истории русской литературы?
По-новому Владимир Бондаренко попытался взглянуть на многие обстоятельства жизни поэта, а также на события, приведшие к его гибели.
Забавно, что в соответствии с законом книга имеет возрастную маркировку «16+». Немало, учитывая, что с произведениями Михаила Юрьевича школьники начинают знакомиться несколько раньше. Но Владимир Бондаренко находит примечательные факты из биографии слишком рано (Лермонтову ведь было только 26, когда он погиб на дуэли с Мартыновым) ушедшего из жизни поэта, а в них ведь место не только мистике, но и многочисленным интрижкам.
Отдельная глава — о лермонтовской Москве. Нынешняя столица действительно важное место занимала в биографии поэта. Помните слова Лермонтова: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада каменей холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у неё есть своя душа, своя жизнь».
Увы, есть в биографии Михаила Юрьевича и масса тёмных пятен. Бондаренко связывает это с почти 30-летним молчанием о нём после его гибели, что, конечно, связано с мягко говоря недоброжелательным отношением к поэту в свете и со стороны лично императора. В высшем обществе Петербурга смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»... А в письме П. П. Вяземского приводятся слова Николая I: «Собаке — собачья смерть». За эти годы сменилось поколение, и драгоценные факты просто были забыты, стёрлись, ушли в могилу вместе с их обладателями.
Заслуга автора состоит в том, что он добросовестно борется с многочисленными штампами, прилипшими к биографии поэта: здесь и миф о невыносимом характере поэта, и легенда о высоких нравственных качествах его убийцы...
В сущности, книга Владимира Бондаренко — не просто исследование. Это некая новая концепция биографии Лермонтова, в которой он пытается найти ключ к внутреннему складу поэта. Слишком он противоречивая фигура, слишком его превозносили в советские годы и чрезмерно склонны чернить многие исследователи сегодня. В этих поисках, кажется, автор исследования находит и ключ к популярности Лермонтова. «Прав был Лев Толстой, когда высказался о Лермонтове, что „если бы этот мальчик остался жив, не нужны были ни я, ни Достоевский“», — пишет Владимир Бондаренко. Вряд ли слова великого Толстого стоит недооценивать.
Елена Вешкина