EN
 / Главная / Публикации / Посильнее «Фауста» Гёте

Посильнее «Фауста» Гёте

12.12.2011

Йонас Кайфманн. Фауст

У американского фантаста Роджера Желязны есть повесть, название которой перевели на русский как «Коль с Фаустом не повезло». Автору этих строк, напротив, повезло именно с «Фаустом» – если на московский показ «Анны Болейн» и «Дон Жуана», транслировавшихся из Метрополитен-опера, мне попасть не удалось и пришлось воспользоваться услугами «пиратов», то знаменитую оперу Шарля Гуно я, наконец, в минувшие выходные посмотрел на большом экране.

Друзья, побывавшие на первых московских показах,   в один голос уверяли, что чувствовали себя, как в настоящем театре. Не могу сказать, что тоже ощутил эффект присутствия – наоборот, крупные планы скорее разрушали некоторые сценические иллюзии. Но всё равно, на большом экране и в полном зале запись производит куда более сильное и цельное впечатление, чем на мониторе домашнего компьютера.

В отличие от редко исполняемой «Анны Болейн», «Фауст» Гуно известен у нас едва ли не лучше самой трагедии Гёте. На русской сцене эта опера идёт уже более ста лет, в партии Мефистофеля блистали Шаляпин, Пирогов, Нестеренко и другие великие русские басы, а «Люди гибнут за металл» сможет напеть даже человек, никогда не бывавший в опере.

Хотя аутентичные оперные постановки сейчас приходится видеть не так уж часто, после «Анны Болейн» и «Дон Жуана», можно было надеяться, что и «Фауст» будет поставлен в тех декорациях, в каких его задумал композитор. Однако, подобно другим современным режиссёрам, постановщики «Метрополитен» решили, что «в однобортных больше никто не воюет». Поэтому действие пролога было перенесено в 1945 год, а Фауста сделали изобретателем смертоносного оружия, который умирает не столько от старости, сколько от ужаса содеянного. Вместо башен и соборов средневекового города на сцене возвели винтовые лестницы, по которым персонажи сновали вверх-вниз. Мефистофель вместо красного плаща и шляпы с пером явился к доктору в белоснежном костюме, позаимствованном из мечты Остапа Бендера о Рио-де-Жанейро. Были в спектакле и другие режиссёрские «находки», не всегда сочетавшиеся со словами и музыкой.

Впрочем, главное в опере – не режиссура, а пение. Несмотря на финансовые трудности, «Метрополитен» по-прежнему старается приглашать лучших из лучших. Не стал исключением и нынешний «Фауст». В роли Мефистофеля выступил немецкий бас Рене Папа, считающийся одним из лучших исполнителей этой партии (питерским любителям оперы он известен по участию в вагнеровских постановках Мариинки, остальным российским меломанам – по многочисленным записям, среди которых – «Борис Годунов», где француз спел главную партию). Маргариту великолепно исполнила российская певица Марина Поплавская, дебютировавшая в Москве, а затем блиставшая в Ковент-Гардене и той же «Метрополитен-опера» в операх Пуччини, Верди и Галеви.

В советские времена, когда зарубежные записи были малодоступны, самым известным Фаустом считался Иван Козловский, записавший эту оперу с выдающимися басами Рейзеном и Пироговым. Впрочем, мне идеальным исполнителем этой партии всегда казался Николай Гедда, шведский тенор русского происхождения. Для участия в своей постановке «Метрополитен» пригласил обладателя лирического голоса Йонаса Кауфмана (недавно гастролировавшего в той же Мариинке, где он участвовал в записи отрывков из вагнеровской «Валькирии»). Возможно, в некоторых местах его голос звучал чуть слабее, чем у звёзд прошлого столетия. Тем не менее в этом спектакле он, несомненно, оказался лучшим.

Помимо Марины Поплавской, в спектакле должен был участвовать ещё один российский певец, баритон Дмитрий Хворостовский. Однако в последний момент в афише произошла замена, и в роли Валентина на сцену вышел канадец Рассел Браун. Впрочем, в этом сезоне у нас, я надеюсь, ещё будет возможность увидеть Хворостовского на киноэкране: если ничего не изменится, в феврале «Метрополитен» обещает показать «Эрнани», где он будет петь испанского короля Карла V. В России эту оперу практически не ставят, да и записей, по сравнению с другими произведениями Верди, существует не так уж много. Между тем эта ранняя опера на сюжет Гюго практически ничем не уступает более известным шедеврам итальянского композитора. Поэтому от души советую отечественным меломанам следить за рекламой и не пропустить показ.

Иван Новгородцев

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева