«Тетрадка дружбы» – дружить классами со сверстниками по всему миру
Анна Генова 10.04.2017
«Тетрадка дружбы» – так называется детско-молодёжная организация, которая имеет представительства в 43 регионах России. Свой главный одноименный проект, участвуют в котором школьники всех возрастов из России и ещё из 10 стран, «Тетрадка дружбы» проходит в сотрудничестве с ООН. Координатор Мария Ощепкова рассказывает об этой интересной акции, итоги которой будут подведены 10 апреля.
– Международный проект «Тетрадка Дружбы – объединяя детей планеты Земля», – рассказывает Мария, – нужен, чтобы ближе познакомить молодёжь и детей из разных стран мира. Все участники смогли лучше познакомиться с культурно-историческим наследием и традициями как своей малой Родины, так и других стран, а главное, у них появился шанс завести друзей из самых разных уголков планеты.
К участию приглашались абсолютно все школьники, независимо от национальности, географии проживания и физических возможностей. Желающим принять участие необходимо было сформировать команды (от 3 до 30 человек) и заполнить заявку на сайте организации http://tetradka.org.ru/, после чего организаторы проекта отправляли заинтересованной в участии команде адрес команды-напарника из другого региона или страны.
– Что представляет собой «тетрадка дружбы»?
– Это своего рода социокультурный дневник, на страницах которого ребята могли рассказать о себе и своих близких, поделиться опытом участия в социально-значимых проектах, а также узнать много нового и интересного о жизни сверстников, проживающих за рубежом.
Формат проекта предполагает взаимный обмен между школьниками из разных регионов России и стран мира творческими конкурсными заданиями, которые участники описывают на страницах своих «тетрадок дружбы» и отсылают команде своих «напарников». Каждое задание должно было быть связано с историей, культурой, научными, спортивными или иными достижениями и содержать интерактивный компонент, будь то составление карты местных достопримечательностей, организация квеста по историческим улицам города, проведение классного часа или иной вид активности. Составляя задания, ребята узнавали много фактов о культуре и истории чужой страны, проявляли свои творческие способности. И главное – у многих завязались хорошие отношения на личном уровне, в том числе и с зарубежными сверстниками.
Ну и главный атрибут программы – собственно «тетрадка дружбы». Это обычная ученическая тетрадка, правда, оформленная в особом стиле.
– А как возникла идея этого проекта, были ли такие инициативы раньше?
– Международный проект «Тетрадка дружбы» реализуется в рамках Всероссийской культурно-образовательной программы для школьников «Тетрадка дружбы». Эта программа была запущена в Пермском крае в 2006 году, и за 12 лет её участниками стали более 1,5 млн школьников, педагогов и родителей из 43 регионов России. Автор программы – педагог, международный эксперт культурных программ ООН Ольга Викторовна Зубкова.
– Есть ли какие-то ограничения для участников?
– Главный смысл программы именно в том, что их нет. «Тетрадка дружбы» рассчитана на всех детей России, на школьников всех возрастных групп, национальности, физических характеристик. Мы стараемся создать условия для участия всех детей без исключения.
– А какова география участников?
– Помимо российских регионов, в проекте приняли участие школьники из Франции, Испании, Чехии, Великобритании, Болгарии, Ирландии, Австралии, Узбекистана, Казахстана.
– Что конкретно должно быть написано в этих тетрадках, на каком языке?
– Тетради могут заполняться как на русском, так и на английском языках. Преимущественно же у нас ребята пишут на русском, т. е. своём родном языке. На страницы своих тетрадок участникам необходимо включить несколько вещей.
Во-первых, участникам необходимо вклеить на первую страницу тетради фотографию своей команды. Это могло быть общее фото или отдельные фотографии каждого из членов команды. Они также могли по-своему оформить страницу, добавив рисунки, забавные шаржи, вклеив объёмные фигурки или необычно подписав каждую фотографию.
Во-вторых, написать увлекательную историю о своей команде. В ней обязательно нужно отразить информацию о городе, стране, школе, где проживают и учатся члены команды. Можно также рассказать об увлечениях и достижениях каждого члена команды, их опыте участия в социально-значимых проектах и инициативах. Рассказ может сопровождаться рисунками, стихами, аппликациями и т. д. Ограничением служит лишь воображение.
В-третьих, придумать увлекательное задание для команды-напарницы. Его главная задача – познакомить ребят из другого региона/страны с городом/регионом команды, его историей, культурными, спортивными, научными и иными достижениями его жителей. Выполняя задание, ребята должны не только искать ответ на поставленный вопрос в Интернете, но и сделать что-то своими руками. Например, провести классный час или литературный вечер, организовать квест по городу или выставку картин, составить карту с отметками памятных мест и т. п.
Далее, тетрадь отправлялась команде-напарнице. Последняя, в свою очередь, должна записать в ней отчёт о ходе выполнения задания, подготовить свою тетрадку с заданием и отправить обе тетради обратно.
– 10 апреля вы будете подводить итоги. Сколько зарегистрировалось участников?
– В оргкомитет поступило около 500 заявок от образовательных учреждений, из них более 100 – от иностранных участников.
– А какие награды ждут победителей?
– По итогам проекта будут определены 10 пар команд из разных стран и городов, верно выполнившие задания и наиболее интересно, содержательно и творчески заполнившие «тетрадки дружбы».
Победители получат возможность стать спикерами I Международного круглого стола «Детские социокультурные инициативы – за мир во всем мире», который состоится в рамках международной конференции Education#inFocus в женевском отделении ООН с 13 по 16 июня 2017 года.
В новом учебном году мы продолжим этот проект. Его содержание будет иным, но не менее интересным и увлекательным.