EN
 / Главная / Публикации / Александр Бурганов: Идеалы красоты являются общечеловеческим достоянием

Александр Бурганов: Идеалы красоты являются общечеловеческим достоянием

Анна Генова15.03.2017



Скульптора Александра Бурганова нет необходимости представлять особо. Золотая Турандот рядом с театром им. Вахтангова, "Детский Хоровод" - пронзительный мемориал ВОВ в Волгограде, первый в США памятник Пушкину в Вашингтоне... Разговаривать с ним трудно, он, как настоящий скульптор, гнёт только свою линию и «отсекает всё лишнее» по заветам Микеланджело. 
 
– Александр Николаевич, сегодня, хотя во многих постсоветских республиках делается акцент на национальное своеобразие, тем не менее создаётся ощущение что те страны, которые когда-то входили в СССР, до сих пор находятся под влиянием русской культуры.

– Самое интересное в том, что тут есть определенный парадокс. Когда распалась наша страна, то политические образования тоже распались, а художественное культурное поле осталось наряду с русским языком, который продолжает связывать народы, некогда  входившие в СССР. Здесь, в России, учились представители всех стран содружества (СНГ. – Ред.). Эти знания и связи переходят из поколения в поколение. Ведь именно культурное поле является надёжной платформой, фундаментом нашего общения. И мы продолжаем эту тему.

Фонтан «Принцесса Турандот»

– «Дом Бурганова» регулярно проводит выставки серии «Молодые художники стран СНГ», даже музей, посвящённый этой теме, хотели создать?

– В настоящий момент существует постоянно действующая экспозиция произведений, которые были созданы за годы работы симпозиумов. Это галерея портретов участников и композиции. За каждым образом стоит своя история: знакомство, создание, творческий поиск. В наши дни академическая школа решает трудную задачу – соединение классических традиций с современностью. Поиском форм с ориентиром на «новый реализм» занимается и моя «Летняя академия» при музее Классического и современного искусства «Бурганов-центр». 
 
– Ваш музей каждый год организует симпозиум для студентов-скульпторов творческих вузов стран СНГ. Что нового происходило на последнем VIII симпозиуме студентов творческих вузов в сентябре 2016?

– Я бы перефразировал: что происходило старого? Да, было много старого, и эти традиции нашей единой художественной культуры продолжают повторяться и утверждаться. Международный симпозиум по скульптуре для студентов творческих вузов стал уже традиционным проектом. Произошёл некий диалог культур, который в свою очередь можно рассматривать как проекцию основной концепции симпозиума – преемственность поколений, сохранение классической школы и взаимодействие опыта различных народов. Творческая часть симпозиума включала три этапа: создание скульптурного портрета, композицию и рисунок. В качестве портретируемого было предложено изобразить любого из участников. Но при этом важно не ограничиться только визуальными характеристиками модели. Задание подразумевает более глубокую идейно-художественную интерпретацию.
 
– Какие ещё проекты, связанные со странами СНГ, у Вас в планах? 

– Мы готовимся к следующему IX симпозиуму и, конечно, поддерживаем отношения с нашими студентами, уже участвовавшими в проекте. Приезжая в Москву, они всегда заходят в музей и делятся своими новыми успехами. Мы счастливы, что этот проект находит отклик в сердцах его участников, для этого он и создавался. 
 
– Действительно ли художественное образование в мире стремительно теряет престиж? Об этом сейчас спорят  представители многих ведущих художественных вузов.
 
– Это естественно. Сейчас другие ориентиры. Если раньше главными были идеология и культура, то сейчас – деньги и бизнес. Люди идут туда, где выгодно. Если раньше культура была стержнем идеологии, то сейчас – это форма обслуживания населения. Разница есть, и большая.  

Памятник А.С. Пушкину (Вашингтон, США)

– А идеология разве не была раньше стержнем культуры?

Да, была, и она привлекала культуру как основной инструмент. Сейчас наоборот – свобода. Делай что хочешь! Ты никем не поддерживаешься, всё зависит от твоего желания и обаяния. Хочешь – делай так или иначе…   Быть художником – это счастье и великая ответственность. 

– Ну а как же новые направления? Ведь арт-рынок подталкивает художников к новым открытиям...

– Идея ноу-хау в искусстве бессмысленна. Это всё равно как предложить изобрести новую таблицу умножения для создания нового предмета техники. Если ты не выучил ноты, то не напишешь симфонию. Если ты не знаешь таблицу умножения, то вряд ли изобретёшь новый самолёт или даже велосипед.
 
– Александр Николаевич, иногда приходится слышать жалобы, что в российских художественных вузах образование устарело, недостаточно охвачены новые технологии, например. 

– Обучение не может устареть, потому что азбука у нас одна и менять её не стоит. Классическое образование получили Пикассо и Матисс, наши Кандинский и Шагал. 
Разговор о новых техниках всегда присутствует, но фундамент в жизни остаётся незыблемым. Да, студенты уходят, потому что сегодня скульптура – это непрестижное занятие. Творческая работа должна быть престижной, она должна выполнять государственное задание. Послушайте, что говорят в СМИ: «Сегодня мы поздравляем юбиляров – менеджера такого-то, главу банка такого-то», а потом со скрипом: «...и народного художника…» Раньше в этой обойме государственных героев художники занимали почётное место. А, наоборот, административные деятели занимали тоже немаловажное место, но с точки зрения мифологии и престижа их место было значительно ниже.

Культура – это государственная проблема, особенно в таком государстве, как наше. Культура движется, опираясь на то, что её окружает. Хотя на Западе говорят: «У нас свобода», у них есть свои принципы управления общественным сознанием. Прямого хаоса и свободы, о которой болтают, нет. То, что государство полностью передоверило культуру сфере обслуживания – это не очень хорошо, об этом я могу сказать как человек, который жизнь прошёл. Когда я получал государственную награду из рук Путина, то сказал ему: «Владимир Владимирович, культура – это не товар, а то, что объединяет людей, цементирует и делает государство сильнее. Поэтому я думаю, что Ваше внимание к вопросам культуры – очень важное дело».

«Рождение Пегаса»

– В чём преимущество русской художественной школы сегодня?

– Я начну немного издалека. Сегодня мир оказался расколот, так как существуют две совершенно разных художественных школы – Америки и России. Раньше мы безусловно ориентировались на Запад. Однако ныне там растеряли основы; там разрушено классическое образование, которое, как азбука, не может меняться. Благодаря лозунгу «каждый делает всё, что хочет».
 
В основе классического образования было рисование с натуры. Эту картину впоследствии «поправило» абстрактное искусство ХХ века, но школа как таковая сохранялась. То же самое относится и к русской школе, несмотря на её вклад в авангардную культуру. К сожалению, впоследствии на Западе отбросили классическое образование, которое, кстати, отнюдь не мешало создавать авангардные работы, почти все наши авангардисты были людьми высокообразованными

Раньше, до революции, была схема такая: Академия художеств посылала учеников на практику в Италию, где находятся подлинники классического искусства, и потом они возвращались на родину. В основе классического образования было рисование с натуры. Эту картину впоследствии «поправило» абстрактное искусство ХХ века, но школа, как таковая, сохранялась. 

То же самое относится и к русской школе, несмотря на её вклад в авангардную культуру. К сожалению, впоследствии на Западе отбросили классическое образование, которое, кстати, отнюдь не мешало создавать авангардные работы, почти все наши авангардисты были людьми высокообразованными. Сегодня в американской художественной школе уже не рисуют. Там опираются на компьютер – ставят модель, переводят на компьютер – и оттуда срисовывают.
 
– То есть фактически рисуют двухмерную модель?

– Да. Именно поэтому ребята, которые к нам приезжают из других стран, получают, как глоток свежего воздуха, всё то необходимое, что они не могут получить в своей стране. В Китае Русская художественная школа также является большим авторитетом – они идут к нам учиться с большим энтузиазмом. Среди наших студентов есть и бельгийцы – один студент уже второй раз приезжает после окончания учёбы в Королевской академии изящных искусств Брюсселя. Мне радостно, что наша молодёжь не растеряла тот потенциал и оптимизм, которые в конце концов помогут им пробиться в жизни. 

Музей «Дом Бурганова»
 
– Вы  сформировал особое направление в отечественном монументальном искусстве, у Вас появились последователи. Искусствоведы уже обозначили  «бургановскую школу композиции». Скажите, чем для Вас было понятие красоты 60 лет назад и сейчас?  

– Идеалы красоты являются общечеловеческим достоянием. Периодически она немного меняется – чуть похудее или  потолще, но принципы остаются. Новое время –новая форма эмоции и общения, агрессивности, глубины художественной игры, образных составляющих. Принципиально всегда в центре остается человек. 
 
– Одна Ваша студентка на VIII симпозиуме студентов творческих вузов очень точно заметила, что за Вас говорят Ваши скульптуры.

– Безусловно, это так. Я хочу, чтобы зрители сами придумывали название и могли осознать, что я сделал. Неважно, как я эту вещь назвал, важно только то, что вы чувствуете. Вот, например, пришла ко мне в музей одна дама. Она встала у одной скульптуры и заплакала… выяснилось, что у человека случилась огромная беда – погиб сын, жизнь потеряла смысл. Моё произведение вызвало у неё ассоциации с трагедией. Я ей сказал: «Я эту скульптуру делал не для этого, но я просто счастлив, что она вызвала у вас такие глубокие чувства»

Для меня важно, когда люди приходят в музей не для того, чтобы узнать какие-то новости. Самое ценное, когда они «соединяют» увиденное со своим художественным опытом, равно как и со своей биографией.
 

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева