EN
 / Главная / Публикации / Три юбилея

Три юбилея

Светлана Хохрякова24.02.2017

В конце февраля сразу три известные российские актрисы – Елена Соловей,  Татьяна Догилева и Татьяна Васильева – отмечают юбилеи. Все они входят в «золотой фонд» ещё советского кино. Все ярко начинали, и уже в начале карьеры достигли таких высот, какие многим их коллегам и не снились. Главное богатство этих актрис – неповторимая индивидуальность. 

24 февраля 1947 года родилась Елена Соловей. Она училась на курсе Бориса Бабочкина во ВГИКе, а до этого работала учителем пения и музыки в школе. Не считала актерскую профессию чем-то безусловным, что и подтвердила её дальнейшая судьба. В 1972 году Елена снялась в фильме «Нечаянные радости», от которого сохранились лишь фрагменты, стала звездой фильмов Рустама Хамдамова, а потом и Никиты Михалкова.  


 Елена Соловей, «Раба любви», 1975 г.

С 1971 года она уже штатная актриса киностудии «Ленфильм». А в 1983-м неожиданно для многих поступает в Театр им. Ленсовета, куда её – киноактрису – пригласил известный театральный режиссёр Игорь Владимиров, посуливший роли Анны Карениной и Раневской в «Вишнёвом саде». Но ничего этого не случилось. Зато она сыграла в «Победительнице» Алексея Арбузова.  А потом всё пошло по другому пути, где актёрской профессии практически не было места. В 1991 году Соловей вместе со своим мужем- художником переезжает в США, фактически в никуда.  

У Соловей дивная фильмография – «Король-олень»», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни Обломова»… Она стала любимой актрисой Никиты Михалкова в ту пору, когда он снимал  свои лучшие картины. Соловей была так хороша и непосредственна, что казалась неземной женщиной.  

Не так давно в конкурсе Каннского кинофестиваля представили американский фильм «Иммигрантка» Джеймса Грея, где  она – совсем не та, какой мы её помним по советскому кино. А сыграла Соловей хозяйку борделя, эдакую русскую барыню в дуэте с Хоакином Фениксом в роли сутенёра. Это автобиографическая картина для режиссёра, предки которого жили в России и Украине.   

Уехав в Америку, Елена Соловей на родину не возвращалась много лет. В Санкт-Петербург приехала спустя 16 лет после  эмиграции. В Нью-Йорке она преподаёт русский язык детям наших бывших соотечественников, ставит с ними спектакли. Когда-то пыталась организовать театр, где можно было бы играть на русском и английском языках. Но не вышло. Елена снималась в популярном сериале «Клан Сопрано», но иллюзий на свой счёт не строила, понимая, что в Голливуде и без того полно актрис. После отъезда российские режиссёры почти не приглашали её в кино. Однажды предложили поработать в «Московской саге», но потом утвердили на роль Инну Чурикову.

Дети Елены выбрали профессии, далёкие от искусства. Дочь переехала в Германию, сын живёт в США. Уже выросли внуки. Семья стала важнее профессии.

В Петербурге, где мы встречались, Елена рассказывала, что никаких комплексов по поводу того, что она – известная в России артистка – стала в США домохозяйкой, не испытывает. У многих актрис её поколения вообще судьба не сложилась. А ей повезло – и с учёбой у такого мастера, как Борис Бабочкин, и на встречу с Никитой Михалковым, который в расчёте на неё писал сценарий «Неоконченной пьесы для механического пианино». 

В 2007 году, спустя 16 лет после её отъезда, Рустам Хамдамов приложил немало усилий, чтобы организовать на Гатчинском кинофестивале «Литература и кино» творческий вечер Соловей в честь 40-летия выхода их фильма «В горах моё сердце» и юбилея самой актрисы. Тогда же показали  ретроспективу фильмов «Драма из старинной жизни» Ильи Авербаха, «Егор Булычов и другие» Сергея Соловьёва, «Сороковой день» Олега Ерышева. Соловей считает,  что всем обязана Хамдамову. Это он разглядел в 20-летней девочке, приехавшей из Красноярска в Москву, то, чего она сама в себе не чувствовала.  


27 февраля исполняется 60 лет Татьяне Догилевой. Родилась она в Москве, с 14 лет занималась в Студии юного актёра, существовавшей на  Центральном телевидении, стала ведущей подростковых  программ «Отзовитесь, горнисты!» и «Пионерия на марше». А потом поступила в ГИТИС. Её Беатриче в дипломном спектакле «Много шума из ничего» по Шекспиру была так хороша, что молодую актрису пригласили сразу три столичных театра и ленинградский БДТ. Она выбрала Ленком и дебютировала в роли Нели в легендарном ныне спектакле «Жестокие игры» по пьесе Арбузова.   


Татьяна Догилева, «Забытая мелодия для флейты», 1987 г.

В 1985 году Татьяна перешла в Театр им. Ермоловой, который в то время был чрезвычайно популярен, благодаря революционным новациям его нового худрука Валерия Фокина. На спектакль «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Радзинского с участием Татьяны Дорониной, Виктора Павлова, Олега Меньшикова и Татьяны Догилевой буквально ломилась вся Москва. С Меньшиковым она также снималась в одном из лучших фильмов в своей фильмографии – «Покровские ворота». 

В кино Догилева  попала ещё в 15 лет, снявшись в телефильме «Отдать швартовы!». Мы-то чаще вспоминаем её работы  в картинах «Вокзал для двоих» и «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова. А ведь когда-то он её не утвердил на роль Насти в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Как не утвердил и Михаил Швейцер в «Маленьких трагедиях», где она пробовалась на роль Лауры.  

Полтора года назад Догилева представляла на главном российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи свою режиссёрскую работу «Горизонт». До этого у неё уже была телевизионная проба – «Лера». А на «Кинотавре» она только подсмеивалась над собой и тем, что оказалась в одном конкурсе короткометражек с совсем юными режиссёрами. Но не побоялась, проявила смелость, которой она всегда отличалась – на сцене, и в кино, и как активистка, выступавшая против незаконной застройки старого московского двора.

Смелости Догилевой не занимать. Короткометражный «Горизонт» она сняла  в Юрмале за  два с половиной дня, установив своего рода рекорд. Сама сыграла главную роль – жены заболевшего художника Гордеева (на эту роль она пригласила Эммануила Виторгана). Он любуется линией горизонта и морем, пока жена бранит его, вспоминая все прошлые грехи. Режиссёр попыталась разобраться в  поколенческом и национальном многообразии, придумав для этого нервную героиню – молодую  латышскую сиделку.  

Когда-то Догилева была королевой «Кинотавра» – в ту пору, когда фестивалем руководил продюсер Марк Рудинштейн. Она вела церемонии открытия и закрытия, появлялась в великолепных вечерних нарядах. А потом на смену ей пришли другие актрисы. 

В последние годы она снимается нечасто, и это всё больше роли второго плана. Но вот сыграла в «Хорошем мальчике» Оксаны Карас учительницу танцев – и получился виртуозный эпизод. В криминальной телевизионной драме «Свет и тень маяка» у неё роль вдовы полицейского и матери двух полицейских. И эта женщина как-то справляется с непростыми взрослыми сыновьями, переживая все их радости и печали. Вместе с ней впервые снялась в эпизоде дочка актрисы и писателя Михаила Мишина – Катя. Татьяне удаются яркие характерные роли, а когда-то кино нещадно эксплуатировало её в роли простых и незатейливых девушек, не очень обремененных интеллектом. 

Татьяна Догилева написала книгу «Жизнь и приключения Светы Хохряковой». А потом было много вопросов, почему именно так зовут её героиню. Знакомы мы не были. Злобных текстов про Татьяну я не писала, чтобы таким образом «отомстить». Оказалось, что имя пришло в голову сразу, а вот фамилию для героини долго не могла подобрать. И тут вспомнила о некогда знаменитом актёре Малого театра Викторе Хохрякове. В книге Догилева переработала собственный опыт участия в одном экстремальном телепроекте, где надо было физически выживать.


Татьяна Васильева (Ицыкович) родилась 28 февраля 1947 года в Ленинграде. Поступив в Школу-студию МХАТ тайком от родителей, страшно разгневала отца. И позднее она не переставала удивлять своих учителей и сокурсников яркой индивидуальностью. 

14 лет прекрасно работала  в Театре Сатиры с выдающимися партнёрами (один Андрей Миронов чего стоил), была занята в отменном репертуаре. Сыграла такие разноплановые роли как Софью в «Горе от ума», Комиссара в «У времени в плену», Марью Антоновну в «Ревизоре», Принцессу в «Обыкновенном чуде», казалось бы, предназначенные для совершенно разных актрис. А потом всё время чего-то искала, за неведомым счастьем отправилась в Театр им. Владимира Маяковского, «Школу современной пьесы», стала настоящей труженицей антрепризы, которую многие презирают. Но Васильева планку не теряла.  


Татьяна Васильева, «Самая обаятельная и привлекательная», 1985 г.

Была и ещё одна грандиозная работа – в спектакле «Орестея» по Эсхилу в постановке немецкого режиссёра Петера Штайна, где она сыграла Клитемнестру. С этим спектаклем они проехали полмира. За работу в фильме «Увидеть Париж и умереть» Александра Прошкина Васильева получила несколько престижных наград, включая премию «Ника» по итогам 1992 года. И, наверное, каждый наш соотечественник помнит её по роли колоритной и многоопытной Сусанны в картине «Самая обаятельная и привлекательная», где она учила жизни героиню Ирины Муравьевой. 

Ей так много дано природой, но судьба актрисы зависит ещё и от везения на встречи с самыми важными режиссёрами. У Васильевой эксцентрическая природа, и любой эпизод с её участием по степени значимости можно приравнять к главной роли. Кино её особо не баловало серьёзным материалом. Возможно, избыточность и неукротимость её таланта смущали режиссёров. Но всё-таки были важные встречи, и как результат – фильмы «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Чёрная вуаль». 

Ради необходимости добывать деньги, не жалуясь на судьбу, снималась она порой и в непритязательных картинах. Так появились её роли в «Женихе из Майами», «Бабнике – 2» покойного ныне Анатолия Эйрамджана. Но главное, где бы она ни работала, Васильева всё делала на стопроцентном накале, будь то чеховская Раневская или мама Ларисы в сериале «Сваты».  


Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева