Людмила Вербицкая: «Правильно говорить по-русски – это престижно»
Светлана Сметанина16.09.2016
В конце сентября состоится первое заседание бюро Общества русской словесности. Одна из главных задач, стоящих перед ним, – разработка концепции языковой политики России и уточнение понятия русского языка как государственного. О том, почему именно эти вопросы стоят сегодня на повестке дня, рассказывает председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Российской академии образования лингвист Людмила Вербицкая.
– На съезде Общества русской словесности было принято решение начать разработку концепции государственной языковой политики Российской Федерации в условиях глобализации. На Ваш взгляд, какие основные моменты должны быть учтены в этой концепции?
– Вообще, этот вопрос очень сложный. Сравнительно недавно – в марте – была закончена работа над концепцией филологического образования. Эту концепцию мы готовили очень долго: сначала в Российской академии образования около полугода, потом Сергей Евгеньевич Нарышкин создал свою комиссию при Государственной Думе. И в результате у нас получилось около 27 страниц концепции, а Министерство образования передало на подпись главе правительства 9 страниц. И 9 апреля Дмитрий Анатольевич Медведев этот документ подписал. И вот получается, что концепция есть, но работать по ней непросто.
Читайте также: «С языком шутить нельзя»
Поэтому, когда мы уже создали Общество русской словесности, мы поняли, что должна появиться очень серьёзная концепция языковой политики России вообще. Тем более что у нас есть Совет по русскому языку при правительстве, есть Совет по русскому языку при Президенте. Владимир Владимирович Путин обещал, что он даже сам иногда будет присутствовать на наших встречах, и действительно организовал совместное заседание двух Советов – по русскому языку и по межнациональным отношениям. И там тоже вопросы языковой политики поднимались. Потому что Россия – страна особая, и у нас, конечно, государственным языком является русский, но вместе с тем у нас более 150 национальных языков, в учебный процесс вовлечены 89, а 3 фигурируют в качестве языков обучения.
Все эти вопросы очень сложные и должны быть учтены. В частности, на этом совместном заседании обсуждались вопросы обучения русскому и национальным языкам в национальных школах. У нас в стране 40 тысяч школ, и в 4 тысячах из них идёт преподавание на родном языке. Очень важно, чтобы соотношение часов, которое отводится в школьных программах на русский язык и на национальный, тоже очень внимательно рассматривалось, – число часов на русский язык не должно уменьшаться.
По-видимому, до конца сентября соберётся бюро Общества русской словесности, в которое входят 13 человек, и мы рассмотрим все эти вопросы. Хотя подготовка концепции языковой политики ведётся всё время и споров тут очень много. Скажем, вопросы русского языка как государственного сейчас очень серьёзно разрабатываются в Санкт-Петербургском университете. Ректор Николай Михайлович Кропачёв, несмотря на то, что сам он юрист, тоже принимает в этом активное участие. Предложения университета мы разослали членам Советов при Правительстве и при Президенте. Будем ждать результатов.
На заседании бюро мы ещё рассмотрим вопросы создания региональных отделений Общества, которые тоже должны принять участие в подготовке концепции.
– Также в постановлении съезда говорилось о необходимости разработки на государственном уровне программы поддержки чтения. Можно ли в связи с этим говорить о необходимости введения «Золотого канона русской словесности» – списка необходимых для изучения в школе книг?
– На самом деле, список-то ведь есть. Три года назад Владимир Владимирович Путин, который очень глубоко интересуется проблемами языковой политики, попросил нас составить список приблизительно из ста книг. И мы такой список подготовили. Потом, правда, туда вносили изменения все, кто хотел. Но основа у нас, безусловно, есть. Из тех, кто очень глубоко этими проблемами занимается, – это профессор Петербургского университета Елена Ивановна Казакова. Елена Ивановна предложила программу «Читайград»: дети неделю «живут» в сказочной стране, где улицы называются как произведения лучших писателей. Мы уверены, что те, кто через это прошёл, будут и в дальнейшем читать обязательно.
Мы прекрасно понимаем, что нельзя считаться образованным человеком, не зная того, что написали Александр Сергеевич Пушкин, Достоевский или Толстой. Правда, «Войну и мир» я бы в школе не изучала – в течение всей своей жизни я открываю этот роман и что-то новое ещё узнаю, потому что он глубокий и философский, а дети запоминают только то, кто кого любил и разлюбил. Но без этих произведений жить невозможно. И совершенно ясно, что лучшие произведения советской литературы, конечно, тоже нельзя убирать. А наша современная литература, к сожалению, такая, что не знаешь, что и посоветовать для чтения в школе.
Но ведь тут очень многое зависит и от того, как ребёнка воспитывают в семье. Я много говорю о том, что пока ребёнок находится в организме матери, ему необходимо читать. И потом тоже, как только родился ребёнок – это с первой минуты важно, – не думая, понимает он что-то или нет. Дети очень много понимают.
Читайте также: Алексей Варламов: Надо принуждать к чтению
Вы знаете, на днях я была во Владимире – там провели очень интересную конференцию «Воспитание – инвестиции в будущее», в которой участвовали около 450 учителей. Во Владимире совершенно удивительный губернатор – Светлана Юрьевна Орлова – я таких больше не знаю, хотя со многими губернаторами знакома. Она понимает, как важно с раннего детства давать основы образования – даже не с трёх лет, а ещё раньше. И там уже несколько детских садов открыли, куда берут детей с годовалого возраста, – не ясли, а именно детсады. Там действительно практически выстроена концепция дошкольного воспитания. И я уверена, что те дети, которые пройдут через такие детские сады, будут любить чтение.
– Вы в своих выступлениях подчёркиваете необходимость сохранения чистоты русского языка – в частности, об этом также шла речь на состоявшемся недавно Всемирном форуме соотечественников «В единстве с Россией». На Ваш взгляд, какие меры необходимо принять для этого?
– Во-первых, должны быть яркие и творческие учителя в школах и воспитатели в дошкольных учреждениях – их речь должна быть образцом для детей, чего зачастую нет. Я до сих пор помню своих учителей и в первом классе, и в пятом, и в других. Сейчас, к сожалению, таких очень немного.
Существуют большие проблемы, связанные с педагогическими вузами, – Академия образования будет очень серьёзно заниматься этим вопросом. Я всё время говорю о том, что для поступающих в педагогические вузы должны быть особые требования. Правда, в последние два года, мне кажется, такие изменения произошли. В прошлом году я вручала дипломы выпускникам нашего Московского педагогического университета и спрашивала всех, где они собираются работать. И оказалось, что многие из выпускников уже работают в школе. Если это произойдёт – если талантливая молодёжь придёт в школу, то они смогут привить ребёнку любовь к языку.
Второе – у нас нет учебника, который бы ребёнок с удовольствием открывал. Как известно, Российская академия образования проводит лицензирование учебников. Ну не видела я пока ни одного учебника, про который можно было бы сказать: это то, что нужно детям. Я очень надеюсь, что в ближайшее время появится такая школьная линейка учебников для всех классов.
И ещё один момент – общество не должно быть равнодушно к тому, что слышит. Почему-то считается неловким поправить человека, указать ему на ошибку. Есть люди, которые прекрасно говорят, и если я вдруг замечаю какую-то ошибку и им пишу, они благодарят. Но есть и другие, которые недовольны, если их поправляешь. Мне кажется, если наше общество не будет к этому равнодушно – к культуре речи, – это тоже поможет. Ведь у нас удивительный язык – и яркий, и образный, интонационно очень богатый.
– Ещё один интересный момент – создание федеральной площадки для профессионального общения учителей языков народов России и русского языка. По Вашему мнению, для чего необходима такая площадка и каким именно образом она может функционировать?
– У нас много таких площадок. В начале октября в Казани пройдёт конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы – там тоже будет много дискуссий, мастер-классов. То есть мы понимаем, что учитель – это, конечно, главная фигура во всей нашей деятельности. Единственное, что у нас пока не очень хорошо отлажено, – это система повышения квалификации. И мы сейчас над этим думаем.
– Новый министр образования Ольга Васильева уже сказала, что планируется введение устной части в экзамен по русскому языку. Вы в своём выступлении на съезде Общества русской словесности упомянули, что Санкт-Петербургский университет подготовил предложения, как это сделать. Не могли бы Вы рассказать об этом?
– Мы разработали эти предложения ещё два года назад, и Ольга Юрьевна как раз об этом знала: мы с ней довольно тесно общались, когда создавали Общество русской словесности. В начале сентября мы уже это детально обсуждали с главой Рособрнадзора Сергеем Сергеевичем Кравцовым. И мы понимаем, что с 2017 года ввести устную часть довольно трудно. Попробуем сначала это сделать на экзаменах в 9 классе, чтобы подготовить учащихся к ЕГЭ экзамену в 2018 году. Это очень трудоёмкий процесс, но это совершенно необходимо. Потому что мало кто умеет хорошо говорить.
– На Всемирном форуме соотечественников Вы упомянули о том, что уже завершено формирование рабочих групп Общества русской словесности. Расскажите, пожалуйста, какими конкретно направлениями работы они займутся.
– Да, состав групп известен, руководители тоже. После того как мы проведём заседание бюро, мы их всех соберём – у нас есть их предложения по программе действий. Важно, чтобы организация уже начала жить и работать. Мы подбирали в первую очередь творческих, инициативных руководителей. Таких, как Елена Ивановна Казакова, Сергей Игоревич Богданов – проректор Санкт-Петербургского университета. Очень важна группа, которая будет заниматься проблемами библиотек, – в том числе школьных.
Хочу ещё добавить, что каждый человек сам должен понимать, что правильно говорить по-русски – это престижно. Попробуйте найти сегодня секретаря, который не только компьютером владеет, а ещё прекрасно знает русский язык, умеет написать любую бумагу и сам прекрасно говорит. Это очень сложно. Мне кажется, если мы поймём, что правильно говорить по-русски, используя яркий образный язык, – это престижно, то, наверное, все будут к этому стремиться. Мне бы очень хотелось, чтобы все поняли, что лучше нашего языка в мире нет. Михаил Васильевич Ломоносов очень давно об этом сказал.
Также по теме
Новые публикации
Пушкин в Страсбурге – в оригинале и переводе 17.04.2024
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан. Илья Голенищев-Кутузов: «Мы – дети России» 16.04.2024
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника. Гагаринские уроки пройдут в 38 странах мира 12.04.2024
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.