EN
 / Главная / Публикации / «Почувствовать себя обычным подростком»

«Почувствовать себя обычным подростком»

Лариса Боруздина25.07.2016

Фото takie-zhe-deti.ru

Центр адаптации и обучения детей беженцев  появился в Москве 20 лет назад, в 1996 году, когда в столицу хлынул поток беженцев из Чечни, а в московские школы перестали принимать детей без регистрации. Тогда инициативная группа – в основном студенты-гуманитарии – решила на общественных началах обучать детей, в том числе и русскому языку. 

Первой была Анна Вершок: в комитет «Гражданское содействие», чьим проектом является Центр адаптации, беженцы приходили семьями, и пока сотрудники работали со взрослыми, Анна общалась с их детьми. Она быстро поняла, что этим детям будет трудно в общеобразовательной московской школе, даже если их туда возьмут, и с этим нужно что-то делать.

Какие это дети

Хотя сайт Центра и носит название «Такие же дети», дети эти, конечно, отличаются от обычных школьников. Они напуганы, недоверчивы, неохотно идут на контакт, психологически травмированы. По нескольку лет не были в школе. Многие почти не говорят по-русски.

Предметы

Русский язык – первый «лежачий полицейский» для детей-мигрантов, без него обучение в государственной школе невозможно. Волонтеры центра начали именно с этого: помогали детям преодолевать языковой барьер, говорить и понимать по-русски. На каждой из программ центра – свои задачи, связанные с освоением русского языка. 

В программе «Длинный день», предназначенной для дошкольников, преобладает игровая форма, здесь дети вовлечены в коллективный процесс, а основная задача – первичный «вход в язык», преодоление языкового барьера. 

Программа «Школа на коленке» помогает освоить русский язык в объёме, необходимом для поступления в школу.  

– Часто к нам попадают дети 14 лет, которые из-за своего плохого русского рискуют попасть в 3 класс. Наша задача – подготовить их так, чтобы они пошли хотя бы в 6-й, – говорит директор центра Ольга Николаенко.

Помимо русского языка, в центре преподаются математика, окружающий мир и другие предметы. Когда Центр адаптации только создавался, занимались где придётся – в кафе, в парках, на квартирах, поэтому очень скоро у инициативы появилось название «школа на коленке». Оно прижилось и сохранилось даже после того, как Центр сильно расширился, стал заниматься не только обучением, но и другими проблемами маленьких мигрантов, а «Школа на коленке» стала лишь одной из его программ. 

В поисках лучшей жизни: география

За 20 лет существования центр принял несколько волн беженцев. Чечню сменили Афганистан, Конго, Сирия, Египет, Узбекистан, Таджикистан, Украина. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться волонтёрам, тоже изменились: если раньше к ним попадали отстающие дети, то сейчас здесь нередко оказываются дети, которые вообще никогда не ходили в школу. Начинать приходится с нуля. Ведь язык, математика и прочие предметы – не самоцель. Стратегическая задача школы – помочь этим травмированным детям стать устойчивыми взрослыми, помочь им полноценно адаптироваться в новой среде, фактически поставить их на ноги. 

В прошлом учебном году в центре занимались несколько беженцев с Украины. Эти дети поступили из мест боевых действий и поэтому нуждались не только в учебной, но и в психологической помощи.

Андрей, 15 лет  

Дома, на Украине, отлично учился, а в Москве возникли проблемы при подготовке к ЕГЭ, в основном с русским языком, и организация «Справедливая помощь» направила его в центр.

Эмилия, 5 лет

Поступила из зоны боевых действий, с психологическими проблемами. Она испытывала трудности в общении со сверстниками, отставала в развитии. Для преодоления травмы она создала воображаемого друга и общалась с ним, как с реальным, поверив в его существование; ни на мгновение не расставалась с мягкой игрушкой. С Эмилией работали по программе «Длинный день». Рассказывает Ольга Николаенко: «"Длинный день" – это коллективная программа, и рядом с Эмилией оказалось множество детей, в основном из Африки. Уже через полгода девочка перестала вести беседы с воображаемым другом и стала на некоторое время выпускать из рук игрушку, чтобы поиграть с ребятами в группе. Во многом Эмилии помогло окружение: она почувствовала, что знает русский лучше, чем её новые африканские друзья, и это вселило в неё уверенность, она стала брать на себя функции лидера».

В прошедшем учебном году в центре были и дети беженцев из Сирии. Среди них немало мусульман, нашедших общий язык с местной сирийской общиной, проживающей в основном в Подмосковье. Чтобы подготовить этих детей к походу в школу в сентябре 2015 года, были организованы летние курсы русского языка в Ногинске и Лосино-Островском. 

Галина Алексеева – волонтёр, куратор программы «Школа на коленке»

«Школа на коленке» была создана для детей, которые пока не учатся в школе (например, только приехали и находятся в процессе получения документов, плохо говорят по-русски). Сначала в «Школе на коленке» учились дети с 3 до 18 лет. В разное время было от 10 до 20 детей. Потом для малышей 6–7 лет создали отдельную программу. Занятия проходили два раза в неделю по 4–5 уроков. Уроки и перемены, домашние задания, школьные друзья, преподаватели, праздники, поздравления с днём рождения. Всё это важно. Важно, чтобы ребята могли почувствовать себя обычными детьми и подростками, чтобы они не боялись той новой культуры, в которую они попали, чтобы восстановилась привычка учиться, чтобы они знали, что есть люди и есть место, где к ним настроены дружелюбно. Летом «Школа на коленке» и весь Центр адаптации детей беженцев на каникулах, поэтому занятий до сентября мы не проводим. А с сентября продолжим работу. 
Какие это волонтеры

Занятия в школе ведут волонтёры. «Кто-то из волонтёров преподаватель по специальности и образованию, а кто-то по роду деятельности далёк от педагогики», – говорит Галина Алексеева. Чтобы стать волонтёром центра, одного лишь желания недостаточно: кандидаты проходят собеседование. По ходу работы каждого волонтёра курирует и инструктирует профессиональный педагог-куратор, проводятся регулярные тренинги, семинары и педсоветы.

«Мы уделяем основное внимание двум вещам – эффективности преподавания и психологическому климату», – говорит Ольга Николаенко. 

По сути, каждый волонтёр, который занимается с детьми мигрантов тем или иным предметом, гораздо больше, чем просто тьютор. Дети, оторванные от естественной среды, лишённые базового доверия к миру, нуждаются в чём-то большем, чем наверстывание школьной программы. Им нужны люди, которым можно доверять. Так волонтёры центра становятся для учеников «Школы на коленке» старшими друзьями, благодаря им у детей возникает хоть что-то, смутно похожее на детство, которое они так рано утратили. Очень скоро стало понятно, что центру нужен штатный психолог.

Психолог Центра адаптации и обучения детей беженцев встречается с каждый ребенком, чтобы определить его особенности. Затем тьюторам выдаются рекомендации: какой подход нужен именно к этому ученику. И всё равно каждый ребенок для преподавателя – особенный, и методы, подходы, приёмы порождаются в процессе творческого взаимодействия учителя и ученика. 
Достижения

У «Школы на коленке» уже есть выпускники. Многие из них продолжили образование в колледжах, получили специальность. Есть и исключительные случаи: бывший ученик центра родом из Чечни сейчас работает дипломатом в Норвегии; девочка из Узбекистана пять лет нигде не училась, а в Центре увлеклась физикой и после поступила в Бауманку. 

Где проходят занятия?

– В прошлом учебном году мы остались без помещения, – рассказывает Галина Алексеева, – поэтому занимаемся пока на временных площадках. Это неудобно. Бывали ситуации, когда в одном помещении занималось почти двадцать детей от 3 до 18 лет. Малышам, конечно, хотелось побегать и пошуметь, урок 45 минут – это слишком много для них, а ребята постарше занимались в группах. В итоге – страшный гул, ни языками, ни математикой в такой обстановке заниматься невозможно.

Вопрос с помещением – самый большой для нас. Хочется, чтобы мы могли пригласить на занятия больше детей, чтобы можно было разместить где-то методическую литературу для волонтёров, сохранять поделки и рисунки детей, проводить праздники.

Расходы

Видимо, новое помещение придется арендовать. Деньги нужны, и не только на аренду. Хотя и школа, и центр в целом живут человеческим энтузиазмом, есть вещи, за которые нужно платить. Аренда, коммунальные услуги, покупка детям проездных (сюда приезжают со всей Москвы, в основном с окраин), покупка учебной литературы и канцтоваров, питание – самые элементарные вещи. Поэтому центр живёт на пожертвования, и даже самая маленькая сумма здесь не капля в море, а ещё одна купленная книга или десять бутербродов, или подарок одному из воспитанников на день рожденья. 

Больше, чем просто школа

Центр давно расширил свою активность за рамки школьной программы. Одни программы центра помогают ребенку адаптироваться к новой социальной среде, другие – погружают в русскую культуру и знакомят с Москвой, третьи отвечают за праздники – школа школой, но день рожденья и Новый год – это очень важно для каждого ребенка!
Маленькому человеку, слишком рано столкнувшемуся со взрослыми проблемами, трудно бывает сохранить здоровую психику. Здесь же стремятся дать то, что для этого необходимо, – прежде всего, дружелюбие и стабильность. Для тех, в чьей жизни всё резко поменялось, нет дома и любимых друзей, Центр адаптации часто становится тем самым островком безопасности в море хаоса. И, пожалуй, это даже важнее, чем грамотный русский язык.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева