EN
 / Главная / Публикации / Большой театр: 240 или 250 лет?

Большой театр: 240 или 250 лет?

Светлана Сметанина28.03.2016


28 марта Большой театр отмечает юбилей – 240 лет. Но оказывается, эта дата не совсем точная, и театр на самом деле появился в Москве на 10 лет раньше. В 1766 году Екатерина Великая выдала привилегию на создание в Москве первого публичного театра. Ну а привычный нам и известный всему миру облик  Большой обрел в 1825 году. Правда, впоследствии театр сгорел. И с этим пожаром связана невероятная героическая история, о которой написали тогдашние газеты по всему миру. О неизвестных страницах истории Большого театра рассказала директор музея ГАБТ Лидия Харина. 

Первые спектакли делались немцами и «охотниками»

Именно Москва является родоначальницей театральной политики и местом зарождения театра в нашей стране. Первый, если так можно выразиться, официальный театр появился именно здесь. Царь Алексей Михайлович накануне рождения сына – будущего императора Петра I – решил развлечь супругу и устроил театральные представления. Впервые наблюдая за игрой актёров, царь был так восхищён, что 10 часов подряд не вставал со своего места. После этого спектакли стали регулярными, и для их показа была даже построена «комедиальная хоромина» в селе Преображенском. Первые спектакли делались немцами и «охотниками» – так называли актёров – тех, у кого была охота выступать перед зрителями. Но спустя девять лет Алексей Михайлович скончался, и театральная история заглохла. 

Взойдя на престол, царь Пётр Алексеевич возродил театр. Следующие монархи театром не слишком увлекались. И лишь дочь великого преобразователя,  Елизавета Петровна, считая нужным возродить всё, что делал её гениальный отец, приглашает из Ярославля уже известную труппу и в 1756 году издаёт указ о создании придворного театра в Петербурге.

Но Москва тоже хотела смотреть театральные спектакли. И местные дворяне с удовольствием это делали, обзаводясь крепостными актёрами. Театр, доступный широкой публике, появился позже. При этом если с датой учреждения петербургского театра никаких неясностей не было, то дата рождения московского, то есть Большого театра, менялась несколько раз. «Когда я стала смотреть документы нашего московского театра, то я обратила внимание на некоторые программки. Вот, например, программка, а на ней даты 1825–1925. То есть в 1925 году Большой театр отмечал своё столетие. Но проходит не так много времени – буквально через 26 лет Большой театр отмечает своё 175-летие», – рассказывает Лидия Харина. 

Дело в том, что в 40–50-е годы прошлого века открылось много архивов. Театроведы стали изучать документы и обнаружили так называемую «привилегию», выданную Екатериной Великой на содержание в Москве публичного театра, а не придворного, как в Петербурге. С тех пор эта дата – 28 марта 1776 года – закрепилась в качестве дня рождения Большого театра.

Но оказалось, что и эта дата не совсем точна. Некоторое время назад искусствовед Людмила Старикова обнаружила ещё более ранние документы. «В разных архивах она выискивала документы XVIII века и однажды обнаружила документ о рождении труппы. Там было имя первого директора, назначенного в Москве управлять публичным театром, – Николая Сергеевича Титова», – рассказывает Лидия Харина. 

Дело в том, что императрица решила: Москве нужен театр для широкой публики – и объявила конкурс. Свои предложения подали четыре человека – два итальянца, француз и русский полковник Титов. Царица выбрала Титова. Он получил привилегию на открытие театра и звание директора, а также театральное здание – на Яузе возле Лефортовского дворца. Его называли Оперный дом на Яузе. Там происходили праздники, устраивались фейерверки. И вот именно там 21 февраля 1766 года был показан первый спектакль будущей труппы Большого театра. Так что в этом году Большой театр с полным правом может отмечать 250 лет со дня своего рождения.

Полковник Титов при всей своей любви к искусству совсем не разбирался в экономике. В те времена со всех развлекательных и увеселительных мероприятий собирался внушительный налог – 25%. Заметим, что эти деньги шли не просто в казну, а распределялись в пользу Воспитательного дома, где росли подкидыши и дети, оставшиеся без родителей. К слову, этот приют стал своего рода театральным «питомником», откуда потом вышли многие будущие актёры Большого театра. Причём налогом Екатерина обложила не только увеселительные маскарады и балы, но также и крепостные театры, которые на самом деле зачастую выполняли роль гаремов. Но раз назвался гордым именем «театр», будь любезен заплатить. 

Лидия Харина
И вот наивный полковник решил, что сумма, которую надо отдавать на Воспитательный дом, это четверть от прибыли. 

«Титов посчитал сумму от спектакля, вычел все траты на отопление, освещение, изготовление декораций и пошив костюмов. А из оставшейся после расходов прибыли хотел 25% отдать в Воспитательный дом. Ан нет. Налоговый инспектор фиксирует, сколько билетов продано, и требует 25% от выручки. Титов понял, что на эти деньги невозможно содержать театр. Он продаёт свою привилегию», – рассказывает Харина. 

Следующими владельцами стали два итальянца. Но им тоже не повезло: в Москву пришла холера, один из компаньонов скончался. В конце концов право на театр приобретает князь Пётр Урусов, который берёт себе в компаньоны человека, прекрасно разбирающегося в театральных делах, Майкла Медокса. В своё время Медокс был приглашён Елизаветой Петровной к маленькому наследнику Павлу Петровичу для обучения физике и математике. Урусова освободили от выплаты театрального налога, но обязали построить новое здание, поскольку старый Оперный дом на Яузе сгорел и труппа выступала где придётся.

Князь с Медоксом покупают в складчину землю – самую плохую в Москве. Это низкий берег реки Неглинной, постоянно залитый водой, болотистый. Там даже огородов не было, потому что ничего посадить было невозможно. И вот на сваях ставится первое здание театра. Для того времени театр был необычным. Здание получилось большое, трёхэтажное. Внутри была хорошая акустика, потолок был так же, как и сейчас, затянут холстом. Для публики в партере стояли лавки, было несколько лож. Внутри театра располагались 24 колонны, зал освещали 48 люстр. Там проходило всё – спектакли, маскарады, вербные базары, даже были кабинеты для деловых переговоров. Театр назывался Петровским, поскольку выходил на одноимённую улицу. Но в 1805 году театр полностью сгорел. 

«Произведение новейшего искусства» 

Новое здание для него построили на Арбате – это была первая и единственная в Москве постройка архитектора Росси. Но и ей было суждено сгинуть в пожаре: когда в Москву пришёл Наполеон, деревянное здание театра на Арбате вспыхнуло одним из первых. 

В 1819 году Александр I подписывает документ о постройке в Москве нового театра. Причём главное условие – построить здание на той площади, которая осталась после сгоревшего Петровского театра. Архитектором стал Осип Иванович Бове – выдающийся человек, очень много сделавший для возрождения Москвы после пожара 1812 года. Именно он стал автором первого генерального плана города. 

Бове продумал тот самый ансамбль Театральной площади, к которому мы все привыкли. Театр открыли в январе 1825 года. Михаил Лермонтов с восторгом писал о нём в своей «Панораме Москвы»: «На широкой площади возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!» Позднее в названии появилось слово «Большой», поскольку рядом был Малый театр. И к тому же в Москве не было других больших зданий, кроме здания Сената в Кремле.

Осип Бове сделал в театре уникальную систему пожаротушения – до него такой не было. Огромные чаны с водой стояли наверху под крышей, а по периметру театра были проложены железные трубы, по которым, если нужно, стекала бы вода. Но то ли эта система пришла в негодность, то ли такова была воля случая, но 11 марта 1853 года в Большом театре вспыхнул страшный пожар. Когда впоследствии полиция разбиралась, почему же так долго не могли потушить пламя, было заведено уголовное дело внушительной толщины. Так или иначе, но когда пожарные с водой всё-таки прибыли на место, спасти здание уже не представлялось возможным…

На месте сгоревшего театра несколько лет стояло болото. Но в дело опять вмешалась судьба и история. Смерть Николая I, а вслед за ней предстоящая коронация Александра II в Москве потребовали место для торжественных гуляний. В 1856 году театр был срочно восстановлен. Правда, теперь он стал выше – сегодня в этом здании 10 этажей. Таким он и остался до нашего времени. 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева