EN
 / Главная / Публикации / Наталия Солженицына: Сегодня возвращается спрос на широкое образование

Наталия Солженицына: Сегодня возвращается спрос на широкое образование

Владимир Емельяненко13.05.2015

Сочинение как элемент ЕГЭ – до сих пор предмет споров педагогов, учёных и экспертов. По мнению вдовы писателя Александра Солженицына, известного общественного деятеля и члена экспертного совета при Министерстве образования и науки РФ, Наталии Солженицыной, принципиально важно, для всех, уметь излагать свои мысли грамотно. О том, как удалось вернуть сочинение в школы и как оно будет меняться в дальнейшем, Наталия Дмитриевна рассказала в интервью «Русскому миру».

– Вы входите в экспертный совет Министерства образования и науки, который занимается реформой ЕГЭ, в частности, сочинением. Сейчас идут дебаты о том, что важнее: грамотность при его написании или способность выразить свои мысли? А может, его вообще отменить?

– Его же уже отменяли. Теперь удалось, слава Богу, вернуть. Я думаю, что мы его отстоим, чтобы его и во второй раз не отменили. Хотя такие предложения есть.

Читайте также: Школьное сочинение: воспитывать, а не только проверять знания

– Что всё же важнее, когда мы говорим о школьном сочинении, – грамотность или умение выразить мысль?

Важно и то, и другое. Вообще, для человека важна грамотность в принципе, как в смысле неделания ошибок на письме, так и в смысле умения избегать их в жизни. Поэтому не менее важно умение устно и письменно выражать свои мысли грамотно. Это нужно абсолютно всем. И продавцу в магазине, и инженеру, защищающему свой проект, и маме, которая разговаривает со своими детьми.

– Как удалось вернуть сочинение, ведь его уже было похоронили как вид проверки знаний?

А у нас ситуация критическая. И это, наконец, поняли горячие головы от реформ в образовании. С одной стороны, наплыв визуальных способов выражения мысли, которые побеждают книгу. Не победили, но наступают. Идёт огромный натиск телевидения, личных гаджетов, которые внедряют интернетизацию мышления. Я не против неё, но пока она отличается крайней приблизительностью и небрежностью в способах визуализации, как на экране, так и на письме. С другой стороны, ситуацию усугубила отмена сочинения. В итоге, мы потеряли несколько поколений, способных чётко или хотя бы умело выражать свои мысли как на письме, так и в общении. Ведь что мы имеем? В прошлом году ЕГЭ по русскому языку показал, что, если не снизить планку с 36% до 24% грамотности, то люди, которые попали в разряд межу 24 и 36 процентами, просто не получат аттестат. Их на второй год оставлять или выпускать без аттестата? Но это сломает их будущее. На радикальные меры не пошли. Пошли на компромисс: решили спустить планку грамотности до 24%. По факту, признали грамотными людей, которые абсолютно безграмотны.

– Вы считаете, что планку требований и к грамотности, и к умению выражать свои мысли на письме надо повышать?

Да, но не рваными темпами. Пока же я лично считаю, что ситуация, в которой большинство населения на своём родном языке почти не умеет выражаться грамотно и связно или хотя бы донести свою мысль до собеседника адекватно, – это ситуация дебилизации населения, и она угрожает национальной безопасности страны. Ещё поэтому я рада тому, что удалось начать процесс возврата сочинения.

– Каким Вы видите обновленный формат сочинения?

К нему у нас требования грамотности невысокие. Я считаю, что тут надо учитывать простой принцип: не стоит сочинению дублировать экзамен по ЕГЭ. Он всё равно есть. И если человек сумел в сочинении как-то выразить свою мысль, но сделал при этом непозволительно много ошибок, существует дополнительный фильтр – ЕГЭ по русскому языку. Испытание получается честнее, и остаётся шанс: по крайней мере, сочинение сдано, потому что человек смог сформулировать то, о чём думает.

Кроме того, в обновлённом сочинении мы решили, исходя из реального положения дел, отойти от школьного литературоведения и сделать сочинение не собственно экзаменом по литературе, а экзаменом с опорой на литературу. Экзаменуемого не просят описать характер Татьяны Лариной или положение лишних людей в «Отцах и детях». Ему задают другие вопросы. Такие вопросы, которые провоцируют думать, спорить, искать интеллектуальные выходы. Про жизнь вокруг – до какого колена ты знаешь историю своего рода, чем отличаются фашисты в кино от современных неонацистов? Или – зачем человеку путешествия, кино, спорт, литература? Или – помогает ли тебе литература в реальной жизни? Человек может ответить «абсолютно не помогает». Так написал один молодой человек в экспериментальном сочинении. «У меня, - написал юноша, - проблемы с девушками. Я вот читаю «Герой нашего времени», ничему я оттуда не могу научиться. Вот мужские примеры. Максим Максимович – теперь вообще таких нет, я не встречал ни одного. Печорин. Я бы хотел, как он, но у меня так не получается. Мне совершенно неясно оттуда, а что надо, чтобы быть таким, как он… Вот смотрю, даже у Рамзана Кадырова таких черкешенок, как Бэла, больше нет. Они не такие. Поэтому я такую книгу не возьму, она мне не помогает».

Конечно, есть и другие примеры, когда дети пишут: «Часто, когда думаю о том, как поступить, мне приходит на ум, как поступали герои классической литературы. Мне это помогает». Есть и такие примеры, но их не так много, как хотелось бы. Обновлённому формату сочинения всё же пока придётся начинать с простых вещей, либерально относясь к пунктуации и орфографии. Потом, надеюсь, постепенно планка требований и к умению мыслить, и к умению грамотно излагать мысли, будет расти.

– А не станет сочинение щитом для тех, кто напишет его, но не сможет сдать ЕГЭ по русскому языку?

Должна сказать, что задаваемые Вами вопросы сугубо пессимистичны. Почему они касаются только тех молодых людей, которые деградируют?

– Мне кажется, тенденция такова. И Вы её подтверждаете...

Она есть, но вот, например, недавно я была на всероссийской литературной олимпиаде школьников. В Москву приезжали дети почти со всей страны – победители литературных олимпиад у себя в регионах. Поразительные дети. Мало того, что они много читают, любят книгу, знают современные литературные тенденции и моду, они прекрасно говорят, уважительно спорят, они разные. И с таким интеллектуальным напором, что мало не покажется. Я отдаю себе отчёт в том, что эти дети – тонкий интеллектуальный слой, и он истончается. Но он во все времена не был жирным куском масла. А эти дети интересуются не только литературой как возможным своим профессиональным будущим, но и мыслят широко – занимаются точными и естественными науками, при этом очень много читают. И таких молодых людей сейчас много.

Как я вижу, тенденция сейчас не только в том, что есть элемент дебилизации населения, но появилась и усталость от безграмотности и поверхностности. Есть тяга к глубоким знаниям. Есть желание учиться. Обнадёживающие тенденции. Ещё десять-пятнадцать лет тому назад было гораздо хуже. К учёбе было прикладное отношение: все ради диплома. Сегодня возвращается спрос на широкое образование. Другой вопрос, что произошла некая поляризация: одни скатываются ко всё большей варваризации, а другие наоборот. Наша задача: первых удержать от скатывания в каменный век мысли с гаджетом в руках, вторым – дать свободу самовыражения. 

Также по теме

Новые публикации

В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева