История любви русского графа и дочери губернатора Калифорнии отмечает свой тридцатилетний юбилей
08.07.2011
На сцене отметит сегодня свой 30-летний юбилей легендарный спектакль московского театра «Ленком» – рок-опера «Юнона» и «Авось», сообщает ИТАР-ТАСС. Перед зрителями в очередной раз появятся герои удивительной и хорошо знакомой истории любви русского графа-путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Калифорнии Кончиты.
– Надеюсь, что всё будет как всегда, во всяком случае салютов и фейерверков мы не заказывали, – заметил художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров.
Аншлаги сопровождают «Юнону и Авось» с самого первого представления, сыгранного на публике, которое состоялось 8 июля 1981 года. И хотя до официальной премьеры было ещё далеко, именно этот день принято считать днём рождения немеркнущего ленкомовского хита.
– Был момент, когда, окрылённые успехом «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты», мы с композитором Алексеем Рыбниковым решили сделать ещё один серьёзный музыкальный спектакль, – вспоминает Марк Захаров. – Андрей Вознесенский предложил подумать над его поэмой «Авось!»
Поскольку слово «рок-опера» в то время было запрещено (как и рок-музыка вообще), авторы – композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский, режиссёр Марк Захаров, балетмейстер Владимир Васильев и сценограф Олег Шейнцис – назвали своё сочинение «современная опера». В отличие от рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия, принимавшая спектакли, отклоняла 11 раз, новый спектакль был разрешён сразу. Однако перед судьбоносным решением Марк Захаров поехал с Вознесенским в Елоховский собор, где они поставили свечи у иконы Казанской Божьей Матери – той самой, которая упоминается в опере. Три освящённых иконки они привезли в театр и поместили в гримуборных Николая Караченцова, Елены Шаниной и Людмилы Поргиной, исполнительницы роли Богоматери (тогда для цензурной безопасности она была названа в программке «Женщиной с младенцем»). Спектакль играли с грандиозными аншлагами, но долго не выпускали за рубеж. Однако затем благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Нидерландах и других странах. В «Ленкоме» за тридцать лет спектакль выдержал тысячи представлений и до сих пор идёт с аншлагом.
Анна Грибоедова, редактор информационной службы фонда «Русский мир»