EN
 / Главная / Все новости / Как современный читатель воспринимает Достоевского?

Как современный читатель воспринимает Достоевского?

Редакция портала «Русский мир»
03.05.2017

20–22 апреля 2017 г. в городе Старая Русса Новгородской области в Научно-культурном центре Дома-музея Ф. М. Достоевского прошли ХIХ Международные юношеские чтения «Произведения Ф. М. Достоевского в восприятии читателей XXI века». В этом году чтения были главным образом посвящены «Запискам из Мёртвого дома» – произведению, написанному Достоевским в начале 1860-х годов по следам своего заключения в Омском остроге. Организаторами научной конференции выступили Новгородский государственный объединенный музей-заповедник и Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук при поддержке фонда «Русский мир».

В чтениях приняли участие более 80 школьников, студентов, аспирантов, учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников академических институтов, свободных исследователей творчества Достоевского из России и Италии. Российские участники приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Воронежа, сёл и городов Новгородской области (Великого Новгорода, Полы, Холма, Сусолова, Парфина). Итальянские участники прибыли из Модены, Чезены и Форли. Всего в рамках чтений было представлено к обсуждению 35 докладов, из них 6 докладов были сделаны экспертами и учителями и 29 – школьниками и студентами. Кроме того, в ходе чтений были проведены круглый стол, на котором были заслушаны ряд сообщений, и филологическая игра, а также семинар «О субъект-субъектном методе», посвящённый актуальным проблемам преподавания литературы в школе.

Постоянный научный руководитель чтений с момента их учреждения – Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, зав. отделом теории литературы ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН. Сформулированная ею цель Апрельских юношеских чтений состоит в «организации площадки для встречи людей, заинтересованных в глубоком понимании реальности, в умении осваивать сложные тексты и создавать адекватные концепции анализируемой реальности. Основа такого понимания заключается в выработке умения воспринимать текст не как безгласный объект анализа, а как вступающую в общение личность».

По словам члена экспертного совета чтений, литературного критика Николая Подосокорского, «Старорусские юношеские чтения отличает совершенно особая атмосфера – здесь во главе угла стоит не просто научное общение и обмен наблюдениями за различными литературными текстами, но подлинно живой и равно уважительный философский диалог людей, имеющих совершенно разный жизненный и культурный опыт и вместе с тем объединённых искренним и глубоким интересом к рассмотрению фундаментальных проблем современной русской и европейской культур. Тексты Достоевского в этом смысле являются бесценным кладезем для выхода на высочайший уровень понимания вопросов природы человека и его взаимоотношений с обществом и миром».

В рамках чтений также прошла филологическая игра «В кабинете писателя: газета, дневник, роман». 

На первом этапе игры участникам была предложена подборку текстов, среди которых были описания дел Кроненберга и Джунковских, речь адвоката Спасовича в защиту Кроненберга, выдержки из «Дневника писателя» Достоевского, посвящённые этим делам, и отрывок из романа «Братья Карамазовы» (глава «Бунт»). Участникам предлагалось найти в художественном произведении то, о чём говорилось в газетах и в «Дневнике», найти разницу в «наполнении» изображаемых событий, ответить на вопрос, о чем эти сюжеты в газетах и какой смысл они приобретают у Достоевского в «Дневнике писателя» и в романе «Братья Карамазовы».

На втором этапе игры участники получили выдержку из реальной уголовной хроники 1881 г. (о сельской учительнице, заподозренной в краже денег у отца своего ученика и подвергшейся самосуду). Задачей было, имея перед глазами примеры «Дневника писателя» и «Братьев Карамазовых», превратить газетный факт в художественное произведение, точнее – в историю, рассказанную внутри художественного произведения.

На третьем этапе игры участников разделили на две группы и предложили каждой группе представить себе эту ситуацию в ненаписанном романе – один человек рассказывает другим историю про сельскую учительницу, обвинённую в краже. Как может выглядеть эта ситуация в художественном произведении? Кем может быть рассказчик и какими могут быть слушатели? После этого участники перешли к следующему этапу – квесту. Им предстояло пройти по комнатам, в каждой из них обращая внимание на возможные детали, т. е. буквально извлекая их из окружающего интерьера. Далее рассказчику предстояло более или менее полно изложить историю так, как это могло быть в художественном произведении. 

Международные юношеские чтения являются кульминационной точкой годового цикла программы «Русская литература как собеседник и друг», которая включает в себя:
  • осенний подготовительный семинар для учителей-филологов;
  • апрельскую конференцию (собственно Юношеские чтения) с подробным обсуждением докладов школьников и студентов и финальным круглым столом;
  • юношескую секцию на Международных чтениях «Достоевский и современность», ежегодно проходящих в Старой Руссе, в Музее Ф. М. Достоевского в мае.

Метки:
грант, Фёдор Достоевский, литература, молодёжь

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева