EN
 / Главная / Все новости / Стажировка для русистов

Стажировка для русистов

Ирина Фурса, ученый секретарь научно-исследовательского центра «Национальный институт образования» министерства образования Республики Беларусь
30.11.2015

Международный форум «Роль русского языка и литературы в современном культурно-образовательном пространстве» прошёл в Минске при поддержке фонда «Русский мир». Он был организован для молодых учителей и преподавателей русского языка и литературы республики, получивших возможность познакомиться с современными научными идеями и достижениями. 

В мероприятии, помимо молодых учителей, приняли участие молодые учёные,  представители министерства образования Республики Беларусь, научные сотрудники Национального института образования. Россию представила доктор педагогических наук, профессор Татьяна Фёдоровна Новикова из Педагогического института Белгородского национального исследовательского университета.  

Одной из наиболее актуальных тем форума стал вопрос эффективной организации образовательного процесса с учётом обновлённых учебных программ по русскому языку и русской литературе. Современный подход к содержанию обучения учащихся V–XI классов по русскому языку, а также потенциал и пути его реализации в учебниках базового уровня были освещены в докладе  Раисы Сидоренко, заместителя министра образования Республики Беларусь.  

Тематика развития методики преподавания русского языка и литературы в контексте компетентностного подхода была всесторонне освещена в докладах «Коммуникативная компетенция в современной парадигме филологических знаний: структура, содержание, функционирование» Василия Стариченка, декана факультета белорусской и русской филологии Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка; «Формирование коммуникативной компетенции студентов-филологов в процессе преподавания лингвистических дисциплин» Ирины Кудреватых, профессора кафедры общего и русского языкознания Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка; «Формирование языковой компетенции при обучении орфографии русского языка» Татьяны Дикун, доцента кафедры общего и русского языкознания Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка. 

Концептуальные основы профессиональной подготовки и развития русистов были раскрыты в докладах декана филологического факультета БГУ Ивана Ровдо  – «Школа – вуз – школа как замкнутый цикл профессиональной подготовки русистов Беларуси» и профессора кафедры общего и русского языкознания Витебского государственного университета имени П. М. Машерова Валентины Масловой – «Лингвистика образованию: проблемы и перспективы». 

Вопросы культуры в языковом образовании были обсуждены в выступлении профессора педагогического института Белгородского национального исследовательского университета Татьяны Новиковой  – «Культуроведческое содержание современного урока русского языка». Сергей Николаенко, декан филологического факультета УО Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, предложил для дискуссии проблему социокультурного развития учащихся в процессе обучения русскому языку. 
Наибольший резонанс вызвал доклад «Теоретические основы научно-методического обеспечения процесса обучения русскому языку в условиях современной информационно-образовательной среды», презентованный главным научным сотрудником лаборатории гуманитарного образования Национального института образования Ларисой Муриной.
Доклад «Реализация лингвокультурологического подхода к обучению русскому языку в учреждениях общего среднего образования» был представлен Людмилой Худенко, заместителем директора Национального института образования.

В докладе Татьяны Комаровской, заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, были рассмотрены аспекты историко-литературного знания как одного из компонентов содержания литературного образования. 

В выступлении, посвящённом особенностям проведения факультативных занятий по культуре речи, Василий Русецкий, начальник научно-исследовательского центра Национального института образования, акцентировал внимание на значимости развития интереса к культуре речи у учащихся. 

О путях формирования умений конструктивного общения при изучении диалогических жанров речи рассказала Татьяна Игнатович, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ. 

Практическая часть работы форума включала мастер-класс «Особенности изучения русского языка на повышенном уровне», проведенный Жанной Жадейко, учителем-методистом гимназии № 14 г. Гомеля (Беларусь).

Метки:
наука, культура речи, литература

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева