EN
 / Главная / Все новости / Старообрядцы в Молдавии: живая традиция

Старообрядцы в Молдавии: живая традиция


16.05.2014

Летом 2013 года несколько сотрудников и студентов исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова под руководством профессора кафедры истории церкви И. В. Поздеевой с российской стороны и председателя Координационного совета российских соотечественников с молдавской отправились в полевую экспедицию для исследования традиционной культуры старообрядческих общин на территории Молдавии. Целью экспедиции, которую финансово поддержал фонд «Русский мир», было узнать как можно больше об их религиозной жизни, картине мира, повседневности и хозяйстве на примере общин старообрядцев белокриницкого согласия четырёх городов — Кишинёва, Бельц, Кагула и Оргеева — и семи сёл — Куничи, Егоровки, Покровки, Старой Добруджи, Сырково, Сакаровки и Валя Радоая (Варшавки). Результаты оказались чрезвычайно интересными.

Поскольку основой традиционной культуры является книга, впервые в истории изучения старообрядчества было начато сплошное обследование библиотек старообрядческих церквей Молдавии. Было описано более тысячи экземпляров церковно-славянских текстов. Хотя большинство из них датируются XIX–XXI веками, были обнаружены и совсем редкие книги, написанные ещё в XVI веке. Причём книги эти — со своей историей. На большинстве из них имеются владельческие записи и маргиналии — подлинные свидетельства бытования книг от XVII до XXI века.

Побывав в домах, беседуя с людьми из общин, нам удалось узнать много подробностей об истории семей, личных хозяйств и поселений, а также о механизмах воспроизводства традиционной культуры старообрядчества Молдавии. Стоит сказать о достаточно выраженной сельскохозяйственной специализации сёл в зависимости от климата, экономических традиций и современной социально-экономической специфики. Так, село Покровка, расположенное на трассе, соединяющей север Молдавии с Белоруссией и Россией, специализируется на выращивании и продаже яблок и садовой ягоды; Старая Добруджа традиционно выращивает и продаёт розы. А вот Кунича — село, оказавшееся в транспортном тупике и, по молдавским меркам, в не самых благоприятных климатических условиях, — вынуждена выращивать просо для изготовления веников на продажу.

Сложнее всего в селе Кунича живётся одиноким пенсионерам, которым зачастую годовой пенсии не хватает даже на покупку дров для отопления дома. Однако таких куничан немного, и им помогают и соседи, и местные предприниматели-лидеры. В основном работоспособное население Куничи уезжает в Россию в поисках работы, они-то и поддерживают старших родственников, оставшихся в Молдавии.

Что касается традиций и новаций в воспитании детей в старообрядческих семьях, то одним из самых значительных детских проступков, за которым следовало и следует наиболее жёсткое наказание, является пренебрежение религиозными правилами: опоздание на богослужение, курение, неуважение к родителям, которое может выражаться в несвоевременном возвращении домой, невыполнении домашней работы и т. п., воровство в садах и т. п. Как прежде, так и теперь считается, что лучше провинившегося ребёнка стегнуть ремнём, чем бранить. В целом именно сохранение системы традиционного воспитания и можно считать залогом успешного воспроизводства традиций в старообрядческой среде.

Новым явлением, получившим в настоящее время достаточно широкое распространение, является практика обетов — добровольно взятых на себя аскетических норм, таких как отказ от мясной и молочной пищи в определённые дни (например, так называемое понедельничанье) либо пожизненно ради помощи родным и близким, а также ради искупления собственных грехов.

В 2013 году члены экспедиции познакомились с работой пяти воскресных школ в общинах молдавских староверов. Детей там учат чтению кириллических книг и пению по крюкам. Жива и традиция иконописания: в республике сейчас работают не менее четырёх иконописцев, чьи иконы можно встретить и в церквях, и в домах староверов.

Отмечу большой интерес общественности и молдавских СМИ к нашей работе. Её результаты были представлены руководителями экспедиции в специальных отчётах на круглом столе, организованном Советом российских соотечественников, и на специальном вечере для общественности Кишинёва и старообрядческих общин, прошедшем в Русском центре науки и культуры, а также на международной научной конференции «Липоване: история и культура русских старообрядцев».

Полевая экспедиция 2013 года показала, что современные русские старообрядческие общины, проживающие на территории Молдавии, находятся в чрезвычайно тяжёлой социально-экономической ситуации, которая усугубляется ещё и сложными обстоятельствами религиозной жизни Молдавской епархии. Под влиянием этих процессов все стороны традиционной культуры подвергаются трансформации и размыванию.

В экспедиции 2014 года предполагается более широкое участие сотрудников и студентов Славянского университета города Кишинёва. С их помощью будет продолжено максимально полное и подробное описание всех особенностей устной словесности, книжности и повседневности русских общин Молдавии и Приднестровья как целостной системы.

Ирина Поздеева,
профессор исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Метки:
грант, старообрядцы, Координационный совет российских соотечественников, МГУ имени Ломоносова

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева