EN

Пелымская Татьяна. Великое русское слово: следовать за мыслями великого…

 / Главная / Фонд / Проекты / 1150-летие славянской письменности / Сочинения / Пелымская Татьяна. Великое русское слово: следовать за мыслями великого…

Пелымская Татьяна. Великое русское слово: следовать за мыслями великого…

Нравственность – это разум сердца
Г. Гейне

Москва… Весна заполнила все вокруг… Толпы людей, спешащих по своим делам, решающих какие-то суетные, а для кого-то важные проблемы, мягкий желтый свет фонарей и яркие рекламные щиты… – это все Москва.

Я медленно иду по Арбату и вдруг прямо перед собой вижу красивую женщину с желтыми цветами в руках, а немного далее – театральную афишу:

«Михаил Булгаков.
«Мастер и Маргарита».
Пьеса в двух действиях.
Начало в 20 часов».

В какое-то мгновенье, я ловлю себя на мысли, что встреченная мною женщина и есть прекрасная Маргарита, спешащая к своему удивительному Мастеру. Я останавливаюсь и понимаю, что брожу по городу, где великолепный М. Булгаков написал удивительный роман о любви. Рассматривая архитектуру арбатских переулков, я невольно начинаю впитывать в себя булгаковскую Москву, булгаковский мир.

Совсем недавно мной был прочитан роман «Мастер и Маргарита». И вот теперь эта неожиданная встреча… Странные чувства начинают бередить душу. Вспоминаю, как сложно и трудно писал эту книгу потрясающий автор. Перед моим взором предстает и сцена свидания Мастера с его любимой женщиной, и картины, рисующие Понтия Пилата, и встреча Бездомного и Берлиоза. При первом чтении, кажется, что все смешивается, и ты не можешь разгадать тайну, скрытую автором между строк удивительной книги. Да, ты понимаешь, что именно это произведение – вершина творчества М. Булгакова. Невольно вспоминаешь брошенную им фразу «рукописи не горят». Размышляя над тем, что же так сильно поражает воображение, понимаешь и то, что мысли, высказанные в очень сложном по композиции романе, являются «вечными».

Да, Булгаков позволил себе, на мой взгляд, поставить перед читателями несколько «вечных» вопросов: в чем противостояние личности и толпы? каково отношение к жизни и смерти? какова мера  личной ответственности человека? в чем суть любви и творчества? Много образов, различных тем, еще больше неожиданных решений и вопросов, вопросов, вопросов…

Я думаю, роман поразил мое воображение  в большей степени тем, как автор  тонко и мудро рассказал историю сложных взаимоотношений Иешуа и Понтия Пилата. Он заставил, в первую очередь, задуматься своих читателей о том, что человек смертен, что он имеет право выбора. Тонкая грань между совестью и подлостью, добром и злом, жизнью и смертью прослеживается на протяжении всего произведения. Дрожь возникает, когда читаешь главы о знаменитом прокураторе. Все время слышишь слова, заставляющие вздрогнуть, задуматься о собственном пути, о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

Встреча Понтия Пилата с Иешуа, на мой взгляд, – это поединок смерти и бессмертия, человечности и жестокости, истины и лжи. Иешуа заставляет каждого задуматься о том, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни косарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Вчитываясь в эти страницы, осознаешь, что Булгаков дал многим своим персонажам и нам, читателям, шанс изменить свою жизнь. К сожалению, воспользовались им единицы…

Это произведение, безусловно, нравится и тем, что автор рассказал удивительную историю любви, любви таинственной и до конца непостижимой.

Образ Маргариты волнует и восхищает. Эта хрупкая красивая женщина заключает договор с дьяволом во имя спасения Мастера. На мой взгляд, булгаковский роман – это роман о нравственном выборе. Самопожертвование Маргариты – это та нравственная основа, на которой зиждется Любовь. Как красив тихий семейный очаг, созданный Мастером и его Музой! Но как часто нынче мы можем услышать из уст современников и иные булгаковские фразы: «Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным».

Мне нравится этот роман, еще и отношением самого автора к миру, в котором ему выпало жить. Как принципиален, прозорлив и справедлив Булгаков!

Писатель понимает, что «люди как люди, человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота». Я думаю, что Булгаков пытается достучаться до сердца каждого из нас. Писатель пытается разбудить нашу совесть. Он желает, чтобы мы украшали свою жизнь добром, милосердием, справедливостью и верой. Каждая страница его произведения, повествует о тех или иных явлениях жизни, светится любовью к этой самой жизни.

Роман прочитан, а герои все продолжают волновать душу. Конечно, очень сложно осознать, почему Мастер «не заслужил света, а заслужил покой». Думается, что все-таки Мастер – не малодушный человек, ведь сам Булгаков был уверен в том, что покой с простыми человеческими радостями есть шаг к Вечному Царству. Размышляя над его нетленными строками, я понимаю, что Булгаков в какой-то момент создания своего романа обращался и к своему любимому поэту. Да, именно А.С. Пушкин утверждал: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».

Михаил Булгаков не является первым, кто обратился в литературе к раскрытию столь сложной проблемы. Еще великий В. Шекспир писал о цене власти и об ответственности перед народом. Помню я и строки знаменитого Данте из «Божественной комедии», прочтенные на уроках литературы. Данте тоже искал ответы на вопросы: что такое жизнь? какова смерть? в чем тайна бессмертия? Ближе всех, на мой взгляд, к разгадке этой тайны был И.Гете. Его «Фауст» – это тоже попытка осознать человеческую жизнь и ее назначение. Фауст продал свою душу дьяволу! Кому-то может показаться, что булгаковская история – это иная трактовка «Фауста», я же уверена, что мой любимый писатель так же неповторим, как М.Ф. Достоевский и Л.Н. Толстой. Булгаковский же роман – это путь постижения вечных нравственных ценностей, это осознание света и тьмы, понимание, что свет – это истина.
Театральный зал… Удобные кресла… Зажженные канделябры… Через мгновение занавес распахнется – и я встречусь с героями своего любимого романа, услышу великое русское слово…

Да, со мной по жизни пройдут герои и «Бега», и «Собачьего сердца», и «Белой гвардии», но особый восторг я буду испытывать от книги с простым, но таинственным названием: «Мастер и Маргарита». Как хочется  мне, чтобы звезда Любви, зажженная для нас Булгаковым, никогда не погасла!

Пелымская Татьяна

Великое русское слово: следовать за мыслями великого…

Пелымская Татьяна,

 

 

Нравственность – это разум сердца

Г. Гейне

 

Москва… Весна заполнила все вокруг… Толпы людей, спешащих по своим делам, решающих какие-то суетные, а для кого-то важные проблемы, мягкий желтый свет фонарей и яркие рекламные щиты… – это все Москва.

Я медленно иду по Арбату и вдруг прямо перед собой вижу красивую женщину с желтыми цветами в руках, а немного далее – театральную афишу:

«Михаил Булгаков.

«Мастер и Маргарита».

Пьеса в двух действиях.

Начало в 20 часов».

В какое-то мгновенье, я ловлю себя на мысли, что встреченная мною женщина и есть прекрасная Маргарита, спешащая к своему удивительному Мастеру. Я останавливаюсь и понимаю, что брожу по городу, где великолепный М. Булгаков написал удивительный роман о любви. Рассматривая архитектуру арбатских переулков, я невольно начинаю впитывать в себя булгаковскую Москву, булгаковский мир.

Совсем недавно мной был прочитан роман «Мастер и Маргарита». И вот теперь эта неожиданная встреча… Странные чувства начинают бередить душу. Вспоминаю, как сложно и трудно писал эту книгу потрясающий автор. Перед моим взором предстает и сцена свидания Мастера с его любимой женщиной, и картины, рисующие Понтия Пилата, и встреча Бездомного и Берлиоза. При первом чтении, кажется, что все смешивается, и ты не можешь разгадать тайну, скрытую автором между строк удивительной книги. Да, ты понимаешь, что именно это произведение – вершина творчества М. Булгакова. Невольно вспоминаешь брошенную им фразу «рукописи не горят». Размышляя над тем, что же так сильно поражает воображение, понимаешь и то, что мысли, высказанные в очень сложном по композиции романе, являются «вечными».

Да, Булгаков позволил себе, на мой взгляд, поставить перед читателями несколько «вечных» вопросов: в чем противостояние личности и толпы? каково отношение к жизни и смерти? какова мера личной ответственности человека? в чем суть любви и творчества? Много образов, различных тем, еще больше неожиданных решений и вопросов, вопросов, вопросов…

Я думаю, роман поразил мое воображение в большей степени тем, как автор тонко и мудро рассказал историю сложных взаимоотношений Иешуа и Понтия Пилата. Он заставил, в первую очередь, задуматься своих читателей о том, что человек смертен, что он имеет право выбора. Тонкая грань между совестью и подлостью, добром и злом, жизнью и смертью прослеживается на протяжении всего произведения. Дрожь возникает, когда читаешь главы о знаменитом прокураторе. Все время слышишь слова, заставляющие вздрогнуть, задуматься о собственном пути, о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

Встреча Понтия Пилата с Иешуа, на мой взгляд, – это поединок смерти и бессмертия, человечности и жестокости, истины и лжи. Иешуа заставляет каждого задуматься о том, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни косарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Вчитываясь в эти страницы, осознаешь, что Булгаков дал многим своим персонажам и нам, читателям, шанс изменить свою жизнь. К сожалению, воспользовались им единицы…

Это произведение, безусловно, нравится и тем, что автор рассказал удивительную историю любви, любви таинственной и до конца непостижимой.

Образ Маргариты волнует и восхищает. Эта хрупкая красивая женщина заключает договор с дьяволом во имя спасения Мастера. На мой взгляд, булгаковский роман – это роман о нравственном выборе. Самопожертвование Маргариты – это та нравственная основа, на которой зиждется Любовь. Как красив тихий семейный очаг, созданный Мастером и его Музой! Но как часто нынче мы можем услышать из уст современников и иные булгаковские фразы: «Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным».

Мне нравится этот роман, еще и отношением самого автора к миру, в котором ему выпало жить. Как принципиален, прозорлив и справедлив Булгаков!

Писатель понимает, что «люди как люди, человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота». Я думаю, что Булгаков пытается достучаться до сердца каждого из нас. Писатель пытается разбудить нашу совесть. Он желает, чтобы мы украшали свою жизнь добром, милосердием, справедливостью и верой. Каждая страница его произведения, повествует о тех или иных явлениях жизни, светится любовью к этой самой жизни.

Роман прочитан, а герои все продолжают волновать душу. Конечно, очень сложно осознать, почему Мастер «не заслужил света, а заслужил покой». Думается, что все-таки Мастер – не малодушный человек, ведь сам Булгаков был уверен в том, что покой с простыми человеческими радостями есть шаг к Вечному Царству. Размышляя над его нетленными строками, я понимаю, что Булгаков в какой-то момент создания своего романа обращался и к своему любимому поэту. Да, именно А.С. Пушкин утверждал: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».

Михаил Булгаков не является первым, кто обратился в литературе к раскрытию столь сложной проблемы. Еще великий В. Шекспир писал о цене власти и об ответственности перед народом. Помню я и строки знаменитого Данте из «Божественной комедии», прочтенные на уроках литературы. Данте тоже искал ответы на вопросы: что такое жизнь? какова смерть? в чем тайна бессмертия? Ближе всех, на мой взгляд, к разгадке этой тайны был И.Гете. Его «Фауст» – это тоже попытка осознать человеческую жизнь и ее назначение. Фауст продал свою душу дьяволу! Кому-то может показаться, что булгаковская история – это иная трактовка «Фауста», я же уверена, что мой любимый писатель так же неповторим, как М.Ф. Достоевский и Л.Н. Толстой. Булгаковский же роман – это путь постижения вечных нравственных ценностей, это осознание света и тьмы, понимание, что свет – это истина.

Театральный зал… Удобные кресла… Зажженные канделябры… Через мгновение занавес распахнется – и я встречусь с героями своего любимого романа, услышу великое русское слово…

Да, со мной по жизни пройдут герои и «Бега», и «Собачьего сердца», и «Белой гвардии», но особый восторг я буду испытывать от книги с простым, но таинственным названием: «Мастер и Маргарита». Как хочется мне, чтобы звезда Любви, зажженная для нас Булгаковым, никогда не погасла!

Новости

Цветаева