RUS
EN

X Ассамблея Русского мира

 / Главная / Фонд / Ассамблеи / X Ассамблея Русского мира / Новости / Общество – язык – учитель

Общество – язык – учитель

На основе чего русский язык может и должен быть фактором единения российской нации? На это вопрос в своём выступлении на X Ассамблее Русского мира, состоявшейся 3 ноября в Москве, пытался ответить профессор Кубанского государственного университета Валерий Абрамов. Приводим текст его выступления полностью.

Любые радикальные социокультурные изменения, революции всегда настолько сильно влияют на язык и речь, что при синхронном рассмотрении этих процессов кажется, что «прервалась связь времен». М. А. Кронгауз как-то сказал по этому поводу следующее:  «Русский язык изменяется так быстро, что уже не столько объединяет нас, сколько разъединяет, рассаживает по вагонам, которые движутся по разным путям и в разных направлениях»


Фото А. Семашко

Но если посмотреть на подобные ситуации в диахронии, то можно увидеть закономерности повторения конфликтных ситуаций, и одна из этих закономерностей такова, что всегда срабатывает языковой «иммунитет», восстанавливается фаза здорового развития. 

Вместе с тем, к разочарованию «пуристов», законсервировать язык невозможно. Как  показала печальная история таёжных отшельников Лыковых – попытка изоляции от естественного развития общества – бесполезна и бессмысленна. Дивергенция разных социальных групп людей по языку и культуре – это естественно, и это историческая закономерность. Но если есть некие варианты, то это значит, что существует также инвариант национального языка и культуры. Задача общества – определить этот инвариант.

На основе чего русский язык может и должен быть фактором единения российской нации? Как и в прежние эпохи, объединяет людей в один народ и многие земли в одну страну именно русский литературный язык – язык образования и культуры, но необходимо постоянно повышать планку образцовых текстов, в настоящем и будущем времени претендующих на каноничность.

Сейчас в массовом предъявлении мы не слышим и не видим носителей образцовой устной речи – дикторов радио и телевидения. Кроме того, многие публикации не проходят через руки редакторов и корректоров.

С общенациональным злом – матом – борьба ведётся на уровне закона и общественного мнения, но есть и другие опасные явления, которые пока остаются без правового регулирования. Это тексты «пиара», где могут быть без порицания использованы нечестные приемы языкового манипулирования или тиражироваться шутливая по форме, но, по сути, аморальная пропаганда асоциального поведения, игра слов на циничной подмене понятий. Противопоставить этому всему можно только высокий уровень знаний родного языка и культуры, которые следует прививать молодёжи. 

У нас в стране (и это действительно важно знать и помнить), сложились вековые традиции успешной языковой политики. Хотя в XVIII веке и не было специального обозначения понятия «языковая политика», но Российская Академия создала свой знаменитый Словарь. Почему это было так важно именно тогда? Потому что после раскола XVII века и Петровских реформ стало понятно, насколько язык является мощным инструментом объединения нации.

Начало начал – семья и школа, период формирования основ языковой личности. Мы знаем, что способность к восприятию нового, перениманию опыта, обучению с возрастом утрачивается.  Поэтому молодёжь сейчас и находится «под ударом», и на неё пытаются воздействовать деструктивные силы, используя заложенный природой механизм – в первые годы жизни слепо подражать тому, что видишь и слышишь от окружающих. 

А это ещё раз должно заставить нас задуматься о том, насколько в образовании, в обучении важна личность учителя, в том числе – языковая. Кто подскажет, что почитать, на что обращать внимание? Кто привьёт вкус к прекрасному? Кому бы искренне хотелось подражать? Это в первую очередь хороший Учитель.

Мы готовим кадры русистов, но в школу идут работать не все. Нет не только материального, экономического стимула, но самое грустное – то, что нет стимула и духовного. А хорошие учителя в большинстве своём – чистые энтузиасты. Сейчас у них выбивает почву из-под ног просто даже то, что их подвижнический труд перестаёт быть уважаемым, что в обществе, где главной ценностью сделали толщину кошелька, на них смотрят как на гувернёров, прислугу избалованных детишек «крутых» родителей. Это подход Западной цивилизации, в отличие от Востока, где учитель почитается очень высоко (как и семья, родители), где слово учителя – закон. 

В советском прошлом письмо о плохом поведении и успеваемости из школы на работу родителям получить было очень неприятно, ведь сразу была дружная реакция осуждения  за то, что человек плохо воспитывает свое чадо.

А пока мы пожинаем плоды пренебрежительного (или вовсе наплевательского) отношения элиты к школьному учителю, ведь той «золотой молодёжи», которая устраивает бешеные автогонки по пешеходным зонам, не смогли привить правила элементарной этики не только дома, но и в школе, где учитель был поставлен в бесправное положение слуги по отношению к «золотым деткам». 

Авторитет педагога в обществе раньше формировали и киноленты отечественной классики: «Сельская учительница», «Первый учитель»,  «Республика ШКИД, «Весна на заречной улице», «Большая перемена», «Доживем до понедельника». Сегодня трудно вспомнить фильм, где бы в центре находился образ школьного учителя, особенно – положительный («Географ глобус пропил»). Нужно защитить учителя экономически, социально, а также идеологически, подняв престиж профессии, снизить давление на учителя. 

Контролирующие органы проверяют по шаблону, главное – порядок в документации. А ценность личности педагога не измерить дежурными критериями. Здесь результат виден через годы. Государство, СМИ, общественные организации, наконец, или, даже в первую очередь, родители – все должны защитить авторитет школьных учителей, которых Е. С. Никитина красиво и точно назвала «людьми, соединяющими времена». 

Валерий Петрович Абрамов – доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета Кубанского государственного университета

Контакты оргкомитета

E-mail: [email protected]

Телефоны: +7(906) 044-77-58; +7(909) 524-00-70.
Тел./факс: +7(495) 981-56-83, с 11:00 до 17:00 по московскому времени.


СМИ о X Ассамблее Русского мира

Свыше 900 участников из 93 государств собрала X Ассамблея фонда «Русский мир». На форуме присутствовали известные политические и общественные деятели, представители различных министерств и обществ, университетские преподаватели и учителя русского языка. В работе форума приняли
Русская культура собрала представителей из 93 государств., 19.01.2017

Все Ассамблеи Русского мира