EN

VIII Ассамблея Русского мира

 / Главная / Фонд / Ассамблеи / Восьмая Ассамблея Русского мира / Круглые столы / Круглый стол «Русский язык: проблемы государственного регулирования»: может ли чиновник говорить «бренд»?

Круглый стол «Русский язык: проблемы государственного регулирования»: может ли чиновник говорить «бренд»?

Президент СПбГУ Людмила Вербицкая и юрист, профессор СПбГУ Евгений Хохлов, ведущие круглого стола «Русский язык: проблемы государственного регулирования», начали общение с русистами с социологического опроса, проведённого учёными СПбГУ. Так, на вопрос о том, беспокоит ли вас состояние современного русского языка, 80 % ответили положительно. Также почти 70 % опрошенных заметили, что нужен качественный учебник русского языка с последующим увеличением часов, отведённых на его изучение. Ещё примерно 50 % опрошенных считают, что надо повышать статус государственного русского языка.

— Возможности государственного регулирования языка как инструмента коммуникации ограниченны, и это факт, — считает Евгений Хохлов, профессор СПбГУ. — Тем не менее нужна серия законов, которая бы регулировала языковое общение и культуру. И тут надо начинать с качества работающих и создаваемых законов.

Хохлов убеждён, что механизм правового регулирования не ограничивается только законами. «Закон, — считает он, — это средство, а цель — её ещё надо сформулировать. 

Однако пока даже филологи не договорились, чего они хотят от общества и как быть — законсервировать язык или отпустить его на свободу?»

Поэтому, как полагает учёный, скрупулёзная законотворческая работа юристов уместна лишь тогда, когда будут сформулированы цели принятия законов. Развивая эту мысль, Хохлов спросил филологов:

— На ваш взгляд, что хуже: когда ребёнок видит на заборе табуированное слово из трёх букв? Или реклама, где слово «кожаный» написано с двумя «н»? На мой взгляд, страшнее второе. Более того, считаю, что пришло время для вмешательства государства — надо наказывать тех, кто выпускает в эфир грамматические ошибки или намеренно искажает русский язык в рекламе. Именно потому, что дети — наше будущее, нужна государственная лингвистическая цензура. Думаю, что это предмет общественного обсуждения…

Людмила Вербицкая поддержала Евгения Хохлова: 

— Я десять лет не могу добиться того, чтобы чиновники и депутаты, перед тем как занять государственную должность, сдавали бы госэкзамен по культуре речи.

Они оба считают, что надо понять, что такое современный русский язык как государственный. Это синоним литературного языка? Или у него особый статус? И это в первую очередь научная проблема филологов, а лишь затем юристов и законодателей.

— У государственного языка есть дополнительный компонент звучания, — считает Сергей Богданов, проректор СПбГУ, заместитель председателя правления фонда «Русский мир». — Можно по-разному относиться к пониманию языковой нормы. Но мы должны создать систему законов и систему обеспечения этих законов.

Вячеслав Белоусов из Российского лингвистического университета принимал участие в разработке закона «О государственном русском языке» от 25 октября 1991 года. С тех пор, хотя язык получил статус государственного, содержательно ситуация не изменилась.

— Наша проблема в том, что носители и законодатели небрежно относятся к родному языку, — уверен Вячеслав Белоусов. — Примеров тому, к сожалению, тьма. Так, на открытии Большого театра после его реконструкции очень важный чиновник раз пять сказал: «Большой — это наш бренд». Такое говорить — это прямое нарушение закона о государственном языке — статья 1, параграф 6. Ещё дальше пошёл бывший глава Росрыболовства. Он в разгар кампании, направленной на то, чтобы сделать рыбалку платной, предложил ввести разрешительные «фиш-карты». Ну это просто безграмотно.

Участники круглого стола пришли к общему выводу о том, что принуждать чиновников не употреблять к месту и не к месту иностранные заимствования — занятие бессмысленное и опасное. А последовательно формировать в среде чиновничества и законодателей запрос на культуру речи — дело государственной важности.

— Государство не сможет регулировать знание государственного языка, — уверен Вячеслав Белоусов, — пока у нас стране норма сдачи ЕГЭ по русскому языку остаётся на уровне 24 баллов. В Казахстане, например, норма теста по ЕГЭ по казахскому языку — 70 баллов. Что называется, учитесь у соседей. Казахи охраняют родной язык, мы — нет. А пора бы...

Редакция портала «Русский мир»

Новости VIII Ассамблеи Русского мира

Цветаева